В Петербурге открылась выставка рисунков и акварелей 1941 – 1942 годов

В Памятном зале монумента Героическим защитникам Ленинграда открылась выставка «Житель осажденного Ленинграда», в основе которой тридцать рисунков и акварелей, созданных художниками в 1941 – 1942 годах. Они хранятся в Музее истории Петербурга.

В Петербурге открылась выставка рисунков и акварелей 1941 – 1942 годов | Евгения Магарил. Автопортрет. 24 марта 1942 г. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Евгения Магарил. Автопортрет. 24 марта 1942 г. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Пронзительны скромные листки бумаги с изображениями людей и города-фронта, в котором они жили. Сила документа умножена на силу духа художников, понимавших, что если не они, то никто не сможет сохранить для истории и потомков образы того времени. Наверное, в этом разгадка энергетики рисунков художников-блокадников. Как‑то уже в послевоенное время живописец Ярослав Николаев заметил: «Когда теперь пишут блокадный Ленинград, не выходит именно свет. Не то получается, не та теплота, не тот холод. Странный цвет был — и больной, и сильный, и удивительно красивый. Может быть, это шло изнутри, от внутреннего состояния…».

Ощущение холода точно передает рисунок Виктора Слыщенко «Мои соседи. 1942», изображающий двух детей, закутанных, кажется, во всю одежду, которая у них была. И рисунок Алевтины Мордвиновой «Пожар одного из корпусов Военно-медицинской академии зимой 1941 – 1942»: изможденные женщины передают по цепочке ведра с водой, взятой из нев­ской проруби. Оттуда же качает воду пожарная машина, но она явно не справляется. Николай Быльев-Протопопов рисует заснеженный город и его пешеходов в хорошо узнаваемом месте: «Ленинград в марте 1942 года. Исаакиевская площадь у памятника Николаю I». Знаменитый клодтовский монумент надежно укрыт мешками с песком и дос­ками.

Любопытны три рисунка Георгия Закутина, в то время ученика школы-интерната при Академии художеств. На одном изображена комната ленинградца с буржуйкой. Два других рисунка посвящены занятиям в школе. Все ученики одеты в зимние пальто, ушанки и валенки. Но старик-­учитель строго смотрит на мальчика, держащего ответ. Видимо, тот не выучил урок.

Красоту цвета, о которой говорил Николаев, хорошо передают акварели Евгении Магарил «Солнечный день. 1 июня 1942». Художница изобразила вышедших погулять детей на фоне разноцветных фасадов городских домов. Блокада еще продолжается, но самая страшная зима уже позади. «Рисующий коллега. 14 января 1942» показывает мужчину, присевшего на краешек ­роскошного дивана с резной спинкой, чтобы сделать несколько быстрых набросков.

На выставке впервые показаны вместе четыре акварельных автопортрета Магарил. В нояб­ре и даже декабре 1941 года ее лицо светлое, почти безоблачное. В марте 1942‑го — это изможденный лик женщины, в которой невозможно узнать прежнюю художницу. Летом 1944 года румянец вернулся на ее лицо, но тени под глазами выдают следы пережитого.

Татьяна Глебова, ученица Павла Филонова, представлена рисунками из нескольких блокадных серий. Аллегоричен «На набережной Мойки» — два больших дерева, ища поддержки, наклонились друг к другу и переплелись ветвями.

Обычно выставки в Памятном зале продолжаются по нескольку месяцев. Но старая графика не любит света. Знакомство с «Жителем осажденного Ленинграда» завершится 7 октября.


#выставка #художники #Ленинград #блокада

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (7260) от 22.09.2022 под заголовком «К штыку приравняли карандаш».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?