Город Тукая не забыл. Почему поэта называли «татарским Пушкиным»?

Памятник поэту Габдулле Тукаю, открытый в 2006 году в сквере на углу Кронверкского проспекта и Зверинской улицы, был даром Республики Татарстан нашему городу к 120-летию со дня рождения татарского поэта, литературного критика, публициста, общественного деятеля и переводчика. Этого юного творца-сироту, прожившего всего 27 лет и умершего от чахотки, даже называли «татарским Пушкиным»...

Город Тукая не забыл. Почему поэта называли «татарским Пушкиным»? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В советском литературоведении Тукая характеризовали как революционно-демократического сатирика, выразителя чаяний народных масс, глашатая дружбы народов, певца свободы, а также как зачинателя новой реалистической татарской литературы и национальной литературной критики.

Бронзовая фигура Габдуллы Тукая в пальто и с тюбетейкой на голове (скульпторы – Ахнаф Зиякаев и Ян Нейман, архитектор Станислав Одновалов) установлена на цилиндрическом бронзовом постаменте, базирующемся в свою очередь на гранитном основании. Высота статуи – 2,40 м.

На постаменте – горельефы по произведениям поэта и персонажи его сказок, а также надпись: «Великий татарский поэт Габдулла Тукай».

Его несколько вытянутая худощавая фигура и застенчиво-неуверенная поза (левая рука трепетно прижата к груди, в правой – книга) как бы подчеркивают его сиротство и трагизм всей жизни. Неизвестно, насколько эта фигура соответствует оригиналу, но вот для портретного сходства авторы памятника использовали фотографии, запечатлевшие поэта перед его кончиной.

Связь Габдуллы Тукая с Петербургом была очень короткой. Он приехал в наш город 20 апреля 1912 года, чтобы встретиться со своим земляком, в то время петербургским студентом, а в будущем – видным татарским революционером Муллануром Вахитовым. В Петербурге Тукай пробыл 13 дней. Дом № 5 по Казанской улице, где он останавливался, с 2007 года украшает мемориальная доска из красного гранита (также работы Зиякаева).

Сквер на углу Кронверкского проспекта и Зверинской улицы, где установлен памятник Тукаю, раньше относился к Татарской слободе – поселению татар в Петербурге, сложившемуся еще в первой четверти XVIII века. Оно было основано «работными людьми» из Казани, Нижнего Новгорода и других городов Среднего Поволжья, пригнанными на строительство новой столицы. Первоначально татары расселялись вблизи Петропавловской крепости на Большой и Малой Никольских улицах, которые в XVIII веке назывались также Татарскими (ныне – Зверинская ул. и ул. Блохина). Сегодня живым напоминанием о прежней Татарской слободе на Петроградской стороне служит Татарский переулок.

#поэт #памятник #литература

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (6814) от 26.11.2020 под заголовком «Город Тукая не забыл».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?