Голову скульптуры Диониса и женский барельеф передали на хранение ВООПИиК

Голова скульптуры Диониса и женский барельеф, оторванные вандалами с фасадов петербургских домов, переданы на временное хранение ВООПИиК для размещения в экспозицию «История движения в защиту Петербурга», которая работает в недавно открытом Петербургском центре культурного наследия имени академика Б. Б. Пиотровского (Захарьевская ул., 14).

Голову скульптуры Диониса и женский барельеф передали на хранение ВООПИиК | ФОТО автора

ФОТО автора

Как заметил председатель КГИОП Сергей Макаров, «невеселые экспонаты. Это образцы человеческой жестокости и вандализма в отношении памятников». В 2017 году нетрезвый местный житель, идя по Большой Пушкарской, решил, что гипсовый Дионис, украшающий дом № 3, на него «слишком дерзко смотрит», голову оторвал и унес. Сотрудники уголовного розыска его оперативно нашли и голову скульптуры изъяли. Было возбуждено уголовное дело, суд назначил вандалу 200 часов обязательных работ.

Здание находится в списках выявленных объектов культурного наследия как «Дом Василия и Екатерины Кирилловых». Он построен в 1908 году по проекту архитектора Демьяна Фомичева. Весной 1915 года там снимала комнату Анна Ахматова, она называла дом «Пагодой».

Гипсовый женский барельеф украшал другой выявленный объект культурного наследия — «Дом Николаевых» (Садовая улица, 25). Он, как и другие барельефы, появился в 1903 году при переделке фасадов здания по проекту архитектора Григория Люцедарского. Лепные декоративные элементы дома неоднократно подвергались нападениям вандалов. В 2018 году барельеф пропал при невыясненных обстоятельствах. Его нашли и принесли в КГИОП неравнодушные горожане.

Отвечая на вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей» о будущей судьбе двух экспонатов, Сергей Макаров пояснил, что их судьбу предстоит обсудить, когда станут известны сроки проведения капитального ремонта фасадов зданий (они являются многоквартирными жилыми домами). Тогда надо будет решать, возвращать головы на место или заменить их копиями. Дом Кирилловых включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах с расчетным сроком проведения работ в 2021 – 2023 годах. Дома Николаевых в этой программе пока нет.

«Может быть, лучше в воспитательных целях оставить оригиналы в экспозиции «История движения в защиту Петербурга», где существует раздел, посвященный спасенным архитектурным деталям, — рассуждает глава КГИОП. — К сожалению, вандализм не уходит. Как терли крылья львов на Банковском мосту, так и трут. И у памятника Петру I на Кленовой аллее продолжают полировать на барельефе «Полтавская баталия» копыто коня и ботфорт императора. Заодно достается матросу с другого барельефа — «Битва при Гангуте».

Не знаю, как насчет воспитания, но сейчас женская голова находится в таком состоянии, что лучше ей домой не возвращаться. Антон Иванов, заместитель председателя Петербургского отделения ВООПИиК, заметил, обращаясь к горожанам: «Если вы находите потерявшие свое место элементы фасадов и интерьеров исторических зданий (дверные ручки, элементы декора, витражей и так далее), передавайте их в Центр культурного наследия имени академика Б. Б. Пиотровского, чтобы они не были утрачены».


#ВООПИиК #экспозиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (7125) от 10.03.2022 под заголовком «Невеселые экспонаты».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?