Глазами подростка. Писателю Валерию Попову - 80 лет

Писателю Валерию Попову исполнилось 80 лет. Если бы телеграммы по-прежнему оставались средством коммуникации и доставки контента, как нынче говорят, то петербургскому прозаику, председателю Союза писателей Санкт-Петербурга Валерию Георгиевичу Попову почтальон принес бы ворох бумажек с двумя словами: «Жизнь удалась!».

Глазами подростка. Писателю Валерию Попову - 80 лет | ФОТО Павла КАРАВАШКИНА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Павла КАРАВАШКИНА/ИНТЕРПРЕСС

Энергичное емкое (само)ироничное название этой самой знаменитой его повести знают, полагаю, даже те, кто не читал ни строки из его прозы. Юбилей не худший повод восполнить этот пробел или освежить произведения Валерия Попова в памяти. Начинать нужно, конечно, с самых первых его вещей, которыми он заявил о себе как об оригинальном остроумном прозаике, мастере короткой прозы, чье главное орудие - гротеск, превращение малоприятного, а то и вовсе трагического в смешное.

Как сам автор изложил фабулу собственной вещи: «Живут трое друзей, познакомившихся еще в институте. Постепенно жизнь их разводит. Вдруг двое узнают, что третий провалился под лед недалеко от Ленинграда, в январе. Друзья приезжают его помянуть и вспоминают всю свою жизнь. А утром он выходит из-подо льда живой, здоровый и с рыбой под мышкой: оказывается, воду из-подо льда скачали, и он спокойно просидел на сухом дне всю ночь. Автор хотел сказать, что умирать необязательно».

Такие метаморфозы и спокойный рассказ о невероятных событиях не содержали у Попова никогда фиги в кармане, каких-то скрытых (квази)диссидентских смыслов, и книги его цензуру обычно проходили спокойно, тексты его никогда не были ни советскими, ни антисоветскими. Возможно, из-за этого многие вещи Валерия Попова были опубликованы в детских изданиях, немало его книг вышло в «Детгизе» и «Детской литературе», журналах «Костер», «Искорка»... С самых первых своих текстов Попов смотрел на мир как бы глазами подростка - простодушного, неизменно наблюдательного, подмечающего цепким взглядом все абсурдное, нелепое, смешное, забавное (то, что потом доведет до лаконичного блеска Довлатов). Ну и привирающего по ходу рассказа, не без этого, но привирающего абсолютно бескорыстно, исключительно из любви к рассказыванию историй. Как сформулировал коллега Попова представитель того же писательского поколения Алексей Самойлов: «Я сочиняю только правду».

Акме (высшая точка. - Прим. ред.) Попова - конец шестидесятых - середина восьмидесятых, когда в ленинградском отделении издательства «Советский писатель» вышли четыре его книги: «Южнее, чем прежде», «Нормальный ход», «Жизнь удалась», «Две поездки в Москву». Повести и рассказы, эти сборники составившие, по жанру и настроению представляют собою, как правило, нескучные, полные юмора истории о юношеском невезении, даже если героям, этим самым юношам, было уже за сорок. «Две поездки» вышли в 1985 году. Жизнь тогда, как мы помним, в стране стала стремительно меняться, менялся и сам Попов. Стиль его остался тот же: юмор, гротеск, но он пытался, что ли, подладиться под нового читателя, измениться сам, пытался работать в кино, с которым, если не считать нескольких попыток, не сложилось. Менял жанры, искал сюжеты, брался за более перспективные в коммерческом плане, нежели рассказы, романы, из которых, быть может, не все получились на уровне прежнего Попова, но самые удачные - автобиографические сочинения об отце и дочери, шокировавшие непривычной откровенностью и прямотой, помогли Попову обрести нового читателя.

«Вам не страшно было писать эту книгу?» - спросили его в интервью. «Книгу, которую писать не страшно, лучше не писать», - коротко ответил прозаик. Это какой-то новый Попов, неожиданный, удивляющий. И, возможно, он нас еще по-хорошему удивит.

Насколько известно, сейчас Валерий Георгиевич трудится над жизнеописанием С. М. Кирова - четвертой и, судя по всему, заключительной частью ЖЗЛовской тетралогии, где уже вышли написанные Поповым биографии Довлатова, Зощенко, Дмитрия Лихачева...

Один из последних из оставшихся в живых представителей блистательного поколения ленинградских литераторов, пришедших в литературу в 1960 - 1970-х (Бродский, Битов, Голявкин, Конецкий, Виктор Курочкин, Кушнер, Рейн), Валерий Попов продолжает продуктивно работать и, значит, какой бы то ни было знак препинания ставить в конце фразы «Жизнь удалась» было бы опрометчиво.

Жизнь удается, скажем так.

#писатель #литература #юбилей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (6587) от 12.12.2019 под заголовком «Глазами подростка».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?