Гимн музыке. Сегодня 70‑летие празднует композитор Александр Радвилович

Александр Радвилович — композитор, профессор Санкт-Петербургской консерватории, просветитель, создатель фестиваля современной музыки «Звуковые пути» и настоящий петербургский интеллигент.

Гимн музыке. Сегодня 70‑летие празднует композитор Александр Радвилович | ФОТО Manuel Nägeli on Unsplash

ФОТО Manuel Nägeli on Unsplash

Александр Радвилович — истинный петербуржец не только потому, что родился в Ленинграде, учился сначала в средней специальной музыкальной школе при Консерватории, а потом в Ленинградской консерватории (композиции — у С. М. Слонимского, а инструментовке — у Б. И. Тищенко), вобрав опыт двух самых влиятельных композиторских школ. А потому, что истинный петербуржец всегда открыт мировым веяниям. Отсюда его интерес к современным тенденциям в музыке, стремление к новому в своих собственных произведениях. Поэтому 36 лет назад, когда в стране началась перестройка, он создал музыкальный фестиваль «Звуковые пути». Его называли фестивалем премьер, он находился на острие авангарда, представляя музыку инструментальную, симфоническую, хоровую. Все значимые события на фестивале невозможно перечислить. Не случайно «Звуковые пути» вышли за рамки чисто городского мероприятия и получили резонанс и в стране, и в мире. Александр Радвилович руководил фестивалем в течение 33 лет, сейчас им руководит его ученик Артур Зобнин.

Само же творчество Радвиловича необычайно разнообразно, отражает его интерес к разным жанрам и темам, им написаны четыре симфонии, инструментальные концерты, оперы, большое число камерных произведений, многие из них прозвучат в этом году в рамках юбилейных концертов, первый из которых состоялся 13 февраля в Москве.

В нашем городе «Звуковые пути Александра Радвиловича» открылись 25 февраля в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии. В авторский концерт вошли произведения разных лет, некоторые — знаковые, например, камерная симфония в пяти эпиграфах «Пушкин» и камерная опера-пикколо для двух солистов и хора «Давай писать сказку» на стихи Даниила Хармса (исполненная хором «Петербургские серенады»). Сам композитор признается, что очень любит Хармса и у него есть большая опера на стихи поэта, это же сочинение, демократичное по своему музыкальному языку, смешное и жизнелюбивое, было написано раньше.

Первое отделение концерта было отдано музыке серьезной и авангардной: концерт открыла тревожная звукопись «Снов Пьеро» для пяти музыкантов (2005), потом прощание с патетикой романтизма в Постлюдии памяти Джузеппе Верди (и не только, поскольку название «Гибель богов» отсылало к Вагнеру, а тема умирающей Виолетты в непривычных инструментальных тембрах прямо указывала, что и музыку эту, как и героиню «Травиаты», ждет безвременный конец).

Но это были лишь заставки перед двумя объемными и значительными произведениями: Камерной кантатой на слова Тристана Тцара «Сияние тьмы» для сопрано (солистка — Альфия Хамидуллина) с ансамблем и камерной симфонией «Пушкин». Все эти произведения прозвучали в исполнении ансамбля «Звуковые пути» под управлением Федора Леднева блестяще. Завораживала не только игра с тембрами и возможностями инструментов, но и драматическая программа сочинений.

Второе отделение носило совсем другой характер. Во-первых, это был мир хоров, которых в программе концерта участвовало целых три. Камерный хор «Петербургские серенады» представил очаровательную оперу-пикколо (совсем крохотную) «Давай писать сказку» на слова Даниила Хармса. Опера оживила зал благодаря игре солистов (В. Родниковой и А. Дуйшенова) и игровому детскому началу в музыке, недаром автор выбежал на поклоны тоже в образе ребенка, до сих пор в нем живущего. Мир детства продолжил концертный детский хор «Перезвоны» (дирижер Л. Яруцкая), исполнив «Три хора на бис», мастерски передав шелест и звуки леса, и капли дождя, и, наконец, полет Нильса с гусем Мартином. В завершающей части вечера выступил Концертный хор Санкт-Петербургского государственного института культуры, исполнивший Три песни на старинные французские тексты (1976), посвященные супруге и музе композитора Ирине Родионовой. Потом прозвучали ностальгические «Ленинградские песни» (1987) и, наконец, мировая премьера — «Гимн музыке» (2025), посвященный замечательному Малому залу Санкт-Петербургской филармонии.

На концерте об Александре Радвиловиче говорили старейший музыковед нашего города Иосиф Райскин и председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга Антон Танонов, дирижер Сергей Екимов возгласил приветственный адрес Санкт-Петербургской консерватории, а хор пропел «Многая лета!». Концерт, представивший композитора в его разных ипостасях, прошел с большим успехом, но празднования юбилея продлятся до мая. Сочинения Радвиловича будут звучать в Большом зале Филармонии, Доме композиторов, петербургской Консерватории, Концертном зале Мариинского театра.

Читайте также:

Хоровая терапия. В Северной столице прозвучали сочинения композиторов ХХ — XXI веков

Учреждение энциклопедическое. В камерном пространстве Филармонии прошла встреча с Юлией Кантор


#концерт #филармония #композитор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 36 (7858) от 28.02.2025 под заголовком «Гимн музыке».


Комментарии