Галактика Эйфмана. Знаменитый балетмейстер отмечает юбилей
Сегодня друзья и почитатели поздравляют народного артиста России почетного гражданина Санкт-Петербурга Бориса Эйфмана – ему исполняется 75 лет. «Я не пускаю возраст в свою жизнь», – утверждает он и отмечает юбилей показом своих балетов на сцене Александринского театра, а затем гастролями в Москве.
ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС
Незадолго до этого Борис Яковлевич встретился с журналистами в Детском театре танца на Введенской, чтобы подвести итоги и рассказать о планах. Кроме того, на встрече представили книгу Татьяны Боборыкиной «Балет Бориса Эйфмана. Магический театр танца».
– Часто люди с годами становятся более эгоистичны, – обратился Борис Яковлевич к публике, среди которой были не только журналисты, но и солисты его театра балета, как нынешние, так и бывшие, кое-кто даже приехал из-за рубежа. – Они спешат пожить для себя, исполнить свои желания, ведь скоро уходить. А у меня все наоборот. Чем больше мне лет, тем сильнее желание создавать что-то вокруг себя. Использовать свой опыт, свои мысли, фантазию, энергию, чтобы создать балетную империю. Звучит, быть может, претенциозно, но вы поймите правильно – речь о структуре из многих составляющих, но объединенных одной идеей, сверхзадачей. Театр балета, академия танца, потрясающий детский театр... Мы еще должны построить интернат для детей, гостиницу для артистов. И открыть Дворец танца.
Театру балета Бориса Эйфмана в будущем году исполнится 45 лет. Хроника этих лет запечатлена в книге Татьяны Боборыкиной, о которой она рассказала:
– Мы постарались вспомнить обо всех артистах, когда-либо танцевавших в этом театре. Борис Яковлевич говорил о балетной империи. Я бы сказала, что это балетная галактика...
Кроме интервью и воспоминаний в книге есть рассказ об истории театра, аналитический разбор созданных за это время спектаклей.
В этом прекрасно изданном двухтомнике тиражом 1000 экземпляров множество фотографий. Причем они идеально организованы. Так, например, фото репетиции спектакля соседствует со снимком, сделанным на премьере. Эскиз костюма – с фотографией, запечатлевшей артиста на сцене в этом костюме. Читатель может следить за творческим процессом, видеть, как рождаются спектакли, о которых идет речь.
Спектакли Эйфмана – это балетные драмы, яркие личности, бурные страсти. Он перевел на язык движений многие классические романы. Одним из первых был «Идиот» Достоевского, поставленный на музыку Чайковского – его Шестую симфонию. Князем Мышкиным был Валерий Михайловский, Настасьей Филипповной – Алла Осипенко, Рогожиным – Джон Марковский, Аглаей – Валентина Морозова.
К сожалению, довольно быстро сошел со сцены и так и не был возобновлен балет «Мастер и Маргарита» на музыку Андрея Петрова. Воландом был Михайловский, и те, кто видел, никогда не забудут созданный им образ.
Помнится, когда в городе гастролировала Мадонна, она в свой единственный свободный вечер в Петербурге пришла посмотреть «Онегина», отдав предпочтение Театру Эйфмана, а не Мариинскому или Михайловскому.
В репертуаре театра сейчас еще и «По ту сторону греха» («Братья Карамазовы»), «Чайка», «Анна Каренина», «Up&down (по роману Ф. С. Фицджеральда «Ночь нежна»)...
На встрече в Детском театре Борис Эйфман рассказал, что в планах – создание балета по роману Достоевского «Преступление и наказание»:
– Сейчас мой кабинет завален материалами о романе и его героях.
Возможно, для какой-то части аудитории само словосочетание «балет по роману Достоевского» звучит странно. Однако человеческое тело способно порой выразить в пластике то, что не подвластно слову, кисти или же объективу кинокамеры. Впрочем, «Преступление и наказание» – случай особый.
– Это очень не балетный сюжет, – поделился мыслями с собравшимися хореограф. – Мы ставили балеты о любви мужчины и женщины, о каких-то более плотских вещах. А «Преступление и наказание» – роман о любви к Богу и об искушении дьявола. Тут затронуты совершенно другие сферы. И как это выразить балетными средствами? Вопрос очень сложный.
В финале книги о Театре Бориса Эйфмана – рассказ о созданной по его инициативе Академии танца. Это балетная школа, в которой готовят артистов третьего тысячелетия, универсальных исполнителей, уверенно владеющих разнообразными стилями и техниками. Кроме традиционной балетной методики в обучении используются новейшие достижения спортивной индустрии. И, конечно, большое внимание уделяется общему образованию детей, их культурному и интеллектуальному развитию.
– Сегодня хореография ставит такие задачи, которые невозможно решить одной техникой. На сцене должна быть личность, способная впитать в себя современные технологии, освоить сложнейшую пластику и суметь языком тела выразить эмоцию духа. Одной тренировочной работой этого не достичь, нужна интеллектуальная база, которая может помочь сблизить интересы хореографа и артиста, – считает Борис Эйфман.
Он говорит, что, читая книгу, вспомнил все радости и все муки, пережитые за 44 года существования театра. Но он не живет прошлым:
– Моя жизнь устремлена вперед. У меня планы расписаны до 2026 года. Я уже знаю, каким спектаклем хотел бы отметить 80-летие.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (6971) от 22.07.2021 под заголовком «Галактика Эйфмана».
Комментарии