Фотовыставка о коренных малочисленных народах Севера открылась в Петербурге
С недавнего, по историческим меркам, времени (а именно — с 25 июля 2003 года) у этого северного региона двойное название: «Ханты-Мансийский автономный округ — Югра». Части Северного Урала и побережья Северного Ледовитого океана, населенной племенами хантов и манси, можно сказать, вернули исконное древнерусское название «Югорская земля». У двух народов есть и общее название — обские угры. Когда‑то очень давно предки хантов и манси вместе с предками венгров составляли угорскую общность. Ученые считают, что процесс формирования коренных этносов в Югре начался более девяти веков назад.
Фото автора
В Этнографическом музее открылась любопытная и очень красивая выставка: фотопроект «Сердце Югры» реализован по плану председательства России в Арктическом совете в 2021 – 2023 гг. На галерее по периметру «арктического» зала разместилось сорок больших пластиковых панелей с фотоработами. Портреты, бытовые и пейзажные зарисовки, визуально интерпретированные образы и символы народов ханты и манси. В фотосюжетах — Приполярный Урал с его горами и водопадами, реки, озера, штольни с горным хрусталем, болота. Рядом — солнечные батареи и нефтяной станок-качалка. И снова экзотическое для нас, но обыденное для северян — бивень мамонта, олени, зимняя охота в тайге, сбор дикоросов, рыболовство, ремесло, обряды…
Но главное — лица.
— Когда приезжаешь в Югру и видишь эти бесконечные просторы, красивых, открытых и добрых людей, невозможно в них не влюбиться, — говорит автор снимков Олег Зотов. — Югра — край удивительный, самобытный, сохранивший свои традиции, обряды и верования. Моей задачей было показать Югру во всех красках. Мы спускались под землю, поднимались в горы…
Отталкиваясь от самобытных преданий и легенд, фотограф постарался представить свое видение этой земли, мифологизируя ее приемами fashion и fine art фотографии. Основной сюжет — нить, связывающая человека и природу, гармония их взаимоотношений.
Регион ХМАО — Югра велик: его территория раскинулась с запада на восток почти на 1,4 тыс. км, с севера на юг — на 0,9 тысячи. Протяженность границ превышает 4,7 тыс. км: на севере округ граничит с Ямало-Ненецким автономным округом, на северо-западе — с Республикой Коми, на юго-западе — со Свердловской областью, на юге — с Тюменской, на юго-востоке и востоке — с Томской областью и Красноярским краем.
Вся территория Югры относится к районам Крайнего Севера. ХМАО занимает площадь более 534,8 тыс. кв. км, треть этой территории — болота. В окружении болот и лесов расположено около 300 тыс. озер. И реки здесь могучие. Например, Обь протяженностью 3650 км (правда, в пределах округа находится «всего‑то» 1218 км реки). Или приток Оби Иртыш — 3580 км (906 км по территории ХМАО). У этих рек есть дюжина притоков, многие из которых соизмеримы с крупными водными артериями Европы: Вислой, Одером, Рейном.
Чтобы мы смогли окунуться в сказочный мир Югры и ее коренных народов, были организованы две фотоэкспедиции — летняя и зимняя. Съемочная группа посещала стойбища, местные этнографические музеи, природные парки…
Вот «Озеро близ горы Нер-Ойка» — три девушки в ярких национальных одеждах, стоя на прибрежных валунах, наблюдают за тем, как облачное одеяло укрывает священную для народа манси гору. Девочка осторожно заглядывает в круглое зеркало озерца — что она там видит, кроме своего отражения? Ханты и манси называют воду «священным молоком» и верят, что дух воды может проживать в любом водоеме, даже самом маленьком. Вот «Священная земля Торум Маа» с деревянными идолами, а это «Обрыв берега Сосьвы» рядом с Березовом, куда был сослан сподвижник Петра I Александр Меншиков с семьей (а позднее — еще и князья Долгорукие, и царедворец Остерман). Меншиков построил здесь церковь Рождества Пресвятой Богородицы, возле которой он и был погребен в 1729 году. Современные поиски захоронения не дали результата, тогда как церковь, отреставрированная в 2004 году, сегодня функционирует. «Международная полевая станция Мухрино» — тут иные приметы времени: на заднем плане — солнечные панели. «Владыка вод» — это уже не про духов, а про людей. У бескрайней, кажется, воды в месте слияния Оби и Иртыша — юноша, несущий хантыйскую лодку-облас.
Вера Кондратьева — югорский композитор, музыкант, исполнитель на национальных инструментах и певица, владеющая искусством горлового пения. Вот она на снимке «Музыка Веры» с тум раном у губ (это древний хантыйский язычковый инструмент, который делается из ребра оленя или дерева и сухожильной нити). На открытии выставки Вера сама удивляет и восхищает петербургскую публику своим творчеством. То она с глухим и грозным, почти шаманским бубном, то со звонким струнным нарс юхом (в переводе с хантыйского — «звенящее дерево»), то с тум раном плетет свою песенную историю. Временами мистическую, сказочную, временами, напротив, реальную, живую, многоголосую. Как сама природа Югры.
— Вообще‑то горловое пение не так уж характерно нашим народам, но у нас присутствуют свои горловые звуки, и я их тоже использовала сегодня, — рассказала Вера Кондратьева «Санкт-Петербургским ведомостям». — Горловое пение очень мощное, оно всегда будоражит и увлекает слушателей в мир природы и ее звуков. Ведь все в этом мире звучит…
Вера родилась и выросла в городке Лянторе Сургутского района ХМАО. Учиться уехала в соседний регион. Окончила институт культуры и искусства в Тюмени. Стала режиссером.
Народным искусством начала заниматься уже взрослой, когда перебралась в большой в город:
— Увлеклась хантыйской музыкой в студенческие годы, уже оторвавшись от дома. Стоило покинуть место, где я родилась, выросла, где наши родовые угодья, как меня остро потянуло обратно. И я начала петь на хантыйском языке. И еще поняла, что хочу вернуться домой, в Югру, когда закончу учебу. Так и случилось…
Вера объясняет, что такое «родовые угодья» — это совсем не похоже на более привычное нам словосочетание «родовая усадьба»:
— Это территория традиционного природопользования. Стойбища располагаются в лесу, где коренные жители живут и занимаются оленеводством или ведут иное традиционное хозяйствование. В Сургутском районе стойбище может состоять из одного или двух-трех домов родственных семей, например, родительской и их взрослых детей. Через 20 – 30 километров — следующая избушка, и так далее. Сейчас все больше становится людей, которые занимаются оленеводством. Да и без оленей в лесу много работы. Охота, сбор грибов, ягод. А река — это рыбалка…
На вопрос о том, сколько в регионе с населением более 1,6 млн человек насчитывается представителей коренных малочисленных народов, губернатор ХМАО — Югры Наталья Комарова, присутствовавшая на вернисаже в РЭМ, ответила:
— По нашим подсчетам, около 40 тысяч. Из них примерно пять тысяч живут в тайге, в стойбищах, на территориях традиционного природопользования.
Как пояснила глава региона, это очень приблизительные цифры, которые могут быть существенно откорректированы результатами недавней переписи, когда они станут известны. К тому же сейчас в Российской Федерации составляется реестр, где будет зарегистрирован каждый человек, относящий себя к коренным малочисленным народам. Но внесены в него пока далеко не все.
— Мы работаем над тем, чтобы количество жителей, представляющих коренные народы, как минимум не сокращалось, — подчеркнула Наталья Комарова. — Потому что если не будет людей, которые говорят на своем языке, не будет и народной культуры. Не будет традиционных промыслов — не будет и языка. Это все очень связанные вещи. Я бы сказала — болезненно связанные. Одно без другого не существует. Например, заниматься только промыслами нам нельзя, нужно одновременно заниматься и охраной окружающей среды, и языком, и культурой, и отношениями. Ведь в каждой народности веками складываются правила и представления о том, что можно и что нельзя, это все очень важно. У нашего писателя Еремея Айпина есть роман «В поисках Первоземли». Первоземля — это Югра. Это земля справедливой жизни, где все люди равны и справедливы. Она вдохнет в тебя жизненную силу, укрепит твой дух и тело, и эта сила проведет тебя по счастливым тропам…
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Николай Корчунов, посол по особым поручениям МИД РФ, старшее должностное лицо Арктического совета от России:
— В рамках Арктического совета мы инициировали проект по цифровизации культурно-исторического и лингвистического наследия коренных народов — к сожалению, многие языки этих народов находятся на грани исчезновения. Надеюсь, выставочный проект продолжится и мы увидим в этом музее и другие десять арктических регионов России. Этнографический музей может стать постоянно действующей выставкой подобных фоторабот, ведь у нас очень большой Север.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (7195) от 23.06.2022 под заголовком «Сказки и были Югры».
Комментарии