«Флора» раскрывает секреты в Эрмитаже

В Эрмитаже завершили реставрацию картины кисти Франческо Мельци. До конца марта «Флора» будет представлена в Аполлоновом зале Зимнего дворца, потом вернется на постоянную экспозицию.

«Флора» раскрывает секреты в Эрмитаже | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Опытный зритель, наверное, помнит, что несколько лет назад Эрмитаж показывал выставку «Две «Флоры». Работа Мельци экспонировалась вместе со своим «двойником» - копией, выполненной неизвестным мастером из Северной Европы. Интересно, что при очевидном сходстве картины все же производили разное впечатление. В эрмитажной композиции преобладали теплые, почти осенние тона (так что богиня цветения Флора походила на Цереру, владычицу урожая). В полотне из частной коллекции тон задавали прохладные весенние краски. Возможно, именно тогда в музее задумались о реставрации, хотя техническое состояние «Флоры» было вполне удовлетворительным.

Начали с исследований - сделали пробные раскрытия и выяснили, что подлинный колорит картины гораздо ярче и холоднее того, к которому привыкли посетители музея. За несколько столетий жизни картины живопись не раз «освежали», покрывая лаком (в том числе «галерейным» - изготовленным с добавлением желтого пигмента). Со временем лак темнел, желтел, местами становился мутным. Цвета искажались все сильнее, и это особенно коснулось оттенков синего.

Было и еще несколько любопытных открытий. Оказывается, художник изначально изобразил свою модель обнаженной и лишь затем добавил платье и плащ. Кроме того, он не сразу отдал предпочтение легкому растительному узору, который украшает теперь белую одежду юной дамы, - сперва ткань была полосатой. Наконец, под старыми реставрационными тонировками обнаружились подробности на заднем плане - цветы, которых раньше не было видно, очертания каменных плит (из них сложены стены грота, в котором сидит Флора), нежные побеги плюща.

Реставрация - «раскрытие» картины от наслоений разного времени - сделана деликатно. Лак не убирали, а «утоньшали», оберегая от вмешательства в авторскую живопись. Освобожденные из плена краски зазвучали по-весеннему свежо, они оказались и звонкими, и глубокими. Сильнее всего преобразился плащ дамы, который до реставрации казался сине-зеленым, а теперь оглушает синью ультрамарина (кстати, очень дорогого пигмента, который редко расходовался с такой щедростью, как в этом случае).

«Флора» Франческо Мельци (любимого ученика Леонардо) достойна стать единственным экспонатом «выставки для гурманов» - так называет выставки одной картины Михаил Пиотровский. Однако он же советует не ограничиваться осмотром единственного шедевра, который может стать хорошей точкой отсчета для увлекательной прогулки по постоянной экспозиции. В случае с «Флорой» одна из самых очевидных тем для размышления - последние достижения реставраторов.

Тот, кто посетил зимой выставку Лейденской коллекции, возможно, заметил, что многие картины этого собрания выглядят светлее и ярче эрмитажных аналогов. То же впечатление нередко производят произведения, хранящиеся в музеях Европы. Это связано с тем, что в Эрмитаже до недавнего времени было не принято «раскрывать» старую живопись от поздних наслоений. С одной стороны, чтобы не повредить ее. С другой - чтобы не лишить картины истории, ощущения возраста.

Около двух десятилетий назад ситуация начала меняться. Сотрудники музея стали чаще бывать за рубежом, общаться с коллегами из других стран и, соответственно, оценивать плюсы и минусы других школ реставрации. Свою роль сыграл и научно-технический прогресс - приборы, которые используются для исследований, совершенствуются с каждым годом. Наконец, поменялся сам взгляд на экспонат - вырос интерес к оригинальному, авторскому замыслу.

В постоянной экспозиции можно отыскать «Благовещение» работы Чимы да Канельяно, «Бегство в Египет» кисти Тициана, «Портрет молодого человека с кружевным воротником» Рембрандта. Это примеры «раскрытых» (заново открытых для зрителя) картин. Сравнив их с живописью, покрытой слоями старого лака (таких полотен пока больше в залах музея), можно почувствовать разницу и задуматься о том, действительно ли мы приближаемся к авторскому замыслу, следуя этим путем. Ведь за прошедшие с момента создания этих шедевров столетия многое изменилось - освещение, острота человеческого зрения, само восприятие, отформатированное музыкальными клипами и Интернетом. Стоит ли вступать в спор со временем, покрывшим картину патиной? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но «Флора» Франческо Мельци свидетельствует в пользу реставраторов.

#Эрмитаж #картина #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 030 (6383) от 19.02.2019 под заголовком ««Флора» раскрывает секреты».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...