«Флора» раскрывает секреты в Эрмитаже

В Эрмитаже завершили реставрацию картины кисти Франческо Мельци. До конца марта «Флора» будет представлена в Аполлоновом зале Зимнего дворца, потом вернется на постоянную экспозицию.

«Флора» раскрывает секреты в Эрмитаже | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Опытный зритель, наверное, помнит, что несколько лет назад Эрмитаж показывал выставку «Две «Флоры». Работа Мельци экспонировалась вместе со своим «двойником» - копией, выполненной неизвестным мастером из Северной Европы. Интересно, что при очевидном сходстве картины все же производили разное впечатление. В эрмитажной композиции преобладали теплые, почти осенние тона (так что богиня цветения Флора походила на Цереру, владычицу урожая). В полотне из частной коллекции тон задавали прохладные весенние краски. Возможно, именно тогда в музее задумались о реставрации, хотя техническое состояние «Флоры» было вполне удовлетворительным.

Начали с исследований - сделали пробные раскрытия и выяснили, что подлинный колорит картины гораздо ярче и холоднее того, к которому привыкли посетители музея. За несколько столетий жизни картины живопись не раз «освежали», покрывая лаком (в том числе «галерейным» - изготовленным с добавлением желтого пигмента). Со временем лак темнел, желтел, местами становился мутным. Цвета искажались все сильнее, и это особенно коснулось оттенков синего.

Было и еще несколько любопытных открытий. Оказывается, художник изначально изобразил свою модель обнаженной и лишь затем добавил платье и плащ. Кроме того, он не сразу отдал предпочтение легкому растительному узору, который украшает теперь белую одежду юной дамы, - сперва ткань была полосатой. Наконец, под старыми реставрационными тонировками обнаружились подробности на заднем плане - цветы, которых раньше не было видно, очертания каменных плит (из них сложены стены грота, в котором сидит Флора), нежные побеги плюща.

Реставрация - «раскрытие» картины от наслоений разного времени - сделана деликатно. Лак не убирали, а «утоньшали», оберегая от вмешательства в авторскую живопись. Освобожденные из плена краски зазвучали по-весеннему свежо, они оказались и звонкими, и глубокими. Сильнее всего преобразился плащ дамы, который до реставрации казался сине-зеленым, а теперь оглушает синью ультрамарина (кстати, очень дорогого пигмента, который редко расходовался с такой щедростью, как в этом случае).

«Флора» Франческо Мельци (любимого ученика Леонардо) достойна стать единственным экспонатом «выставки для гурманов» - так называет выставки одной картины Михаил Пиотровский. Однако он же советует не ограничиваться осмотром единственного шедевра, который может стать хорошей точкой отсчета для увлекательной прогулки по постоянной экспозиции. В случае с «Флорой» одна из самых очевидных тем для размышления - последние достижения реставраторов.

Тот, кто посетил зимой выставку Лейденской коллекции, возможно, заметил, что многие картины этого собрания выглядят светлее и ярче эрмитажных аналогов. То же впечатление нередко производят произведения, хранящиеся в музеях Европы. Это связано с тем, что в Эрмитаже до недавнего времени было не принято «раскрывать» старую живопись от поздних наслоений. С одной стороны, чтобы не повредить ее. С другой - чтобы не лишить картины истории, ощущения возраста.

Около двух десятилетий назад ситуация начала меняться. Сотрудники музея стали чаще бывать за рубежом, общаться с коллегами из других стран и, соответственно, оценивать плюсы и минусы других школ реставрации. Свою роль сыграл и научно-технический прогресс - приборы, которые используются для исследований, совершенствуются с каждым годом. Наконец, поменялся сам взгляд на экспонат - вырос интерес к оригинальному, авторскому замыслу.

В постоянной экспозиции можно отыскать «Благовещение» работы Чимы да Канельяно, «Бегство в Египет» кисти Тициана, «Портрет молодого человека с кружевным воротником» Рембрандта. Это примеры «раскрытых» (заново открытых для зрителя) картин. Сравнив их с живописью, покрытой слоями старого лака (таких полотен пока больше в залах музея), можно почувствовать разницу и задуматься о том, действительно ли мы приближаемся к авторскому замыслу, следуя этим путем. Ведь за прошедшие с момента создания этих шедевров столетия многое изменилось - освещение, острота человеческого зрения, само восприятие, отформатированное музыкальными клипами и Интернетом. Стоит ли вступать в спор со временем, покрывшим картину патиной? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но «Флора» Франческо Мельци свидетельствует в пользу реставраторов.

#Эрмитаж #картина #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 030 (6383) от 19.02.2019 под заголовком ««Флора» раскрывает секреты».


Комментарии