Только на сайте

В ад и обратно. Рецензия на фильм «Дом, который построил Джек»

Новый фильм Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек» в этом году наделал много шума во время Каннского кинофестиваля.

В ад и обратно. Рецензия на фильм «Дом, который построил Джек» | Фото: a-onefilms.com

Фото: a-onefilms.com

Во-первых, он ознаменовал собой возвращение на Круазетт скандального режиссера, которого когда-то объявили здесь персоной нон грата из-за его высказываний о Гитлере и нацистах. Во-вторых, это была единственная лента программы, рядом с которой в расписании красовалось предупреждение: особо эмоциональным рекомендуется воздержаться от просмотра. Это не остановило зрителей, десятками сбегавших из зала во время премьерного показа. Разберемся, насколько оправданной была шумиха вокруг кино.

Джек (Мэтт Диллон) работает инженером, но всегда мечтал стать архитектором. В диалоге с персонажем по имени Вердж (явный намек на Вергилия из «Божественной комедии» Данте) он делится секретами еще одного мастерства, которым в совершенстве овладел. Джек — серийный убийца, который в течение последних 12 лет зверски прикончил 60 человек. В их числе не только представители сильного пола, но также женщины и дети. Отвечая на вопросы своего собеседника, главный герой пытается придумать рецепт идеального преступления при помощи аналогий с искусством и философией.

Фильм поделен на пять частей. В каждой из них Джек рассказывает о жертве, выбранной случайным образом. Поначалу может показаться, что вы смотрите новый фильм Тарантино – тут и Ума Турман в кадре, и заливающая экран кровь. Подобный трюк Триер уже проворачивал в своих предыдущих работах. Особенно в «Нимфоманке», где он раскрывал сексуальную тему, проводя параллели с рыбалкой. 

2-1-939x480[1].jpg

Фото: a-onefilms.com

Ближе к концу фильма режиссер начинает оперировать другими жанрами, и местами становится некомфортно. За два с половиной часа перед зрителем предстает символизм, неловкий юмор и садизм, знакомый редким фанатам «Человеческой многоножки» или «Пилы».

Кроме того, Триер не отказывает себе в прямом самоцитировании. Фактически подводятся итоги творчества датчанина: вот отсылки буквальные (кадры из прошлых фильмов), вот и более тонкие (тема железной дороги в ранних работах). Это становится похоже на выступление в жанре stand-up, где режиссер как комик – жонглирует темами, знакомыми публике. Только многим окажется не до смеха.

Триер честно предлагает спуститься вместе с ним в самое пекло Преисподней. Мало приятного, но за это путешествие можно узнать много нового о сути творчества, о мире и о мужчинах, чьей доле и посвящена данная картина. 

«Дом, который построил Джек» — это антипод «Нимфоманки», прошлой работы датчанина. Это максимально зрительское кино без глубоко заложенных смыслов. Поэтому вне зависимости от того, давно ли вы попали в капкан творчества датского режиссера или только знакомитесь с ним, «Джеку» обязательно стоит дать шанс.

#кино #рецензия #премьера

Комментарии