Как «Магазинные воришки» украли «Золотую пальмовую ветвь»

«Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля досталась виртуозному триллеру о семейных отношениях - «Магазинным воришкам» японского классика Хирокадзы Корееды.

Как «Магазинные воришки» украли «Золотую пальмовую ветвь» | Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com

Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com

При этом члены жюри признались на заключительной пресс-конференции, что они все слишком разные и поэтому выбраться из запутанных лабиринтов мнений было очень непросто.

«Магазинные воришки» в течение почти часа кажутся сентиментальной новеллой о веселой семейке, в которой все промышляют мелкими кражами: от четырехлетней девочки и ее девятилетнего брата до чуткой бабушки, которая всем дает советы, разгадывая настроения домашних по температуре пяток или завитку волос. Однако незаметно зритель попадает в другое измерение: добросердечная компашка является полной подделкой. Детки похищены у их настоящих родителей, бабушку подобрали на улице и тянут деньги с ее кредитной карточки. Для находчивых «папы» и «мамы», придумавших дельце, все кончится тюрьмой. А семейное благолепие окажется адским фокусом.

Как кажется, большая часть фестивального конкурса построена вокруг вектора противоречивой неясности, тотального лукавства мироздания. Как писал Гоголь: «Все не то, чем кажется». На этом постулате строились самые впечатляющие фильмы конкурса - «Горящий» корейца Ли Чанг Донга, «Дикая груша» турецкого режиссера Нури Бильге Сейлана. А также - «Счастливый Лазарь» итальянки Аличе Рорвахер. Фильм получил приз за лучший сценарий. Однако награду эту поделили на две части. Вторая досталась Надер Саевар, автору сценария иранской картины «Три лица» (режиссер Джафар Панахи).

Само построение фестивальной программы в этом году было верхом артистизма и лукавства. Начиналось с мелодрам. А потом Вим Вендерс показал документальный фильм про главу католической церкви «Папа Франциск, человек слова», заявив, фигурально выражаясь, «главного ответственного» за добро. И хлынула волна фильмов про мировое зло. Задал тон (вне конкурса) провокационный триллер про маньяка-убийцу «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера. За шутки про Гитлера его изгоняли с фестиваля несколько лет назад, но вот фон Триер вернулся. Теперь без шуток, но соблазняя картинным адом на экране.

Трагическая битва детей против родителей, а всех вместе — против нищеты в ливанской драме «Капернаум» Надин Лабаки. Циники написали: «Оголтелая диккенсовщина». Но очевидна и награда - приз жюри. Еще более исступленная в своей безнадежности картина повседневной жизни гастарбайтеров в Москве - в «Айке» Сергея Дворцевого. Мощно и без иллюзий снятый фильм. Приз за лучшую женскую роль в этом фильме получила киргизская актриса Самаль Ейслямова. Награда за лучшую режиссуру - безысходной любовной истории «Холодная война» Павла Павликовского.

Единственная комедия в конкурсе - «Черный ку-клукс-клановец» Спайка Ли - получила «Гран-при». Блестящая сатира на тему расизма в Америке в 1970-е годы. Конечно, с отсылками к современному социальному мракобесию. Музыканты Рома Зверь (Роман Билык) и Герман Осипов получили премию «Каннская награда лучшему саундтреку» за работу в фильме Кирилла Серебренникова «Лето». «Донбасс» Сергея Лозницы удостоен награды за лучшую режиссуру в программе «Особый взгляд».

И в финале фестиваля - бурлеск Терри Гиллиама «Человек, который убил Дон Кихота» обвиняет киношников в том, что они губят человеческие жизни. Непрофессиональные актеры - «трогательные лица из толпы» - сходят с ума или оказываются на панели. Режиссер тоже сходит с ума: баш на баш. И вся съемочная группа слабеет рассудком в концертных формах... Веселенький финал Каннского фестиваля! Вспоминается реплика Даниила Хармса - «Папа просил передать вам всем, что театр закрывается: нас всех тошнит!».

Хорошо, что в начале церемонии закрытия успели дать Жан-Люку Годару специальную «Золотую пальмовую ветвь».

Ранее мы рассказывали о том, что фильм Кирилла Серебренникова «Лето» получил приз в Каннах.

Материал был опубликован в газете под № 088 (6197) от 21.05.2018 под заголовком «Лукавство и ужасы».

#Золотая пальмовая ветвь #канны #Кино

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 088 (6197) от 21.05.2018.


Комментарии