Филармония и Институт истории РАН поводят совместный проект «Военная летопись»
Санкт-Петербургская филармония и Санкт-Петербургский институт истории РАН объявили о начале совместного проекта — «Военная летопись Филармонии».
ФОТО Википедии / A.Savin / CC BY-SA 3.0
Директор Филармонии Илья Черкасов рассказал, что в ее Музыкальной библиотеке хранится большое количество материалов времен Великой Отечественной войны. Это афиши концертов, прошедших в Ленинграде в дни блокады, их программки, блокадная концертная книга Большого зала Филармонии и многое другое. Проект «Военная летопись» включает в себя реставрацию и изучение этих раритетов. «Мне кажется, пришло время, — говорит Илья Сергеевич. — Если не мы, то кто займется возвращением к жизни и включением в культурный оборот этих памятников мужеству, стойкости, удивительной творческой энергии, направленной из военного времени к нам?»
Партнером Филармонии в такой работе стал Институт истории РАН. У этого учреждения имеется богатый опыт научной реставрации документов на бумажной основе. А его сотрудники с послевоенных лет последовательно занимаются изучением блокадного времени. В прошлом году для этого была создана специальная лаборатория, которая работает в тесном контакте с Институтом блокады при Музее обороны и блокады Ленинграда. Совместный проект Филармонии и Института истории, по мнению его директора Алексея Сиренова, «тем более интересен и своевременен, что сейчас мы наблюдаем консолидацию всех научных сил, занимающихся изучением блокады».
Около 10 лет назад реставраторы института, как рассказывает заведующий Музыкальной библиотекой Филармонии Павел Дмитриев, помогли привести в порядок афиши 1920 – 1930‑х годов, а также машинописные и рукописные документы того же времени.
Новый совместный проект рассчитан на три года, его планируют завершить в год 80‑летия Победы в Великой Отечественной войне. За это время будут отреставрированы более 700 листов афиш военного времени, несколько десятков программок, а также блок рукописных материалов. Программа включает в себя их исследование (химический анализ состава бумаги и красочного слоя, изучение шрифтов и дизайна), а также оцифровку, фотофиксацию, собственно реставрацию и публикацию результатов работ.
Запланированы две большие научные конференции. Одна будет посвящена звуковому образу Ленинграда военной поры, другая — итогам проекта «Военная летопись Филармонии».
Как обещает заместитель директора Института истории РАН Юлия Кантор, журналистам, а значит, и горожанам будут периодически рассказывать о ходе работ и об открытиях, сделанных в процессе. Она уверена, что открытия обязательно случатся, ведь некоторые интересные факты выявлены уже во время подготовки. «Например, считается, что артисты с Большой земли стали прилетать в Ленинград после прорыва блокады, — рассказывает Павел Дмитриев. — Но у нас хранится афиша от 21 ноября 1942 года (и она идет в реставрацию), где отмечены два московских солиста».
Первый этап проекта — реставрация и изучение афиш концертов, которые Симфонический оркестр Ленинградской филармонии (ныне Заслуженный коллектив России) дал в эвакуации (в Новосибирске). 4 июня нынешнего года исполнится 120 лет со дня рождения Евгения Александровича Мравинского, который около полувека был главным дирижером этого оркестра. На афишах, а они будут восстановлены первыми, его имя занимает центральное место. На втором этапе исследовать и приводить в порядок станут материалы, связанные с концертами в блокадном Ленинграде. «Парадоксальным образом Филармония в военный период не сокращала свою деятельность, а, наоборот, ее увеличивала, — рассказывает Дмитриев. — Если суммировать выступления Симфонического оркестра Ленинградской филармонии в Новосибирске и концертную деятельность в блокадном Ленинграде, это станет очевидным». Реставрация афиш блокадного времени и блокадной концертной книги Филармонии должна завершиться к 27 января 2024 года, Дню полного освобождения города от блокады.
Далее предстоит работа с материалами предвоенного полугодия 1941 года, сезона 1944 – 1945 гг. и теми новосибирскими материалами, которые не войдут во второй блок (в том числе рукописными брошюрами, фотографиями). Представить окончательные результаты организаторы надеются в декабре 2025 года.
Директор Филармонии подчеркивает, что отреставрированные памятники станут доступны не только исследователям, но и широкой публике. Филармония планирует предоставлять и сами оригиналы, и их цифровые копии для выставок и других просветительских проектов.
«Как историку, мне совершенно очевидно, что сохранение и реставрация — очень важная тема, — говорит Юлия Кантор. — Она важна не только в исследовательском смысле, музыковедческом или историческом, но и в прикладном. Я абсолютно уверена, что никакая оцифровка, никакая виртуальная реальность не отменят реальности того неосязаемого, непознаваемого, что исходит от экспоната, артефакта, документа… Энергетика существует, и предмет хранит память. В этом проекте речь идет об уникальных объектах, которые формально (только формально) не являются музейными экспонатами, но по сути — это полноценные хранители материальной и духовной памяти о прошлом нашего города и страны».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 9 (7338) от 19.01.2023 под заголовком «Военная летопись Филармонии».
Комментарии