Фестиваль радостных и увлеченных. Что показали зрителям театры на «Рождественском параде»

20 декабря завершился 30-й, юбилейный, фестиваль негосударственных театров «Рождественский парад».

Фестиваль радостных и увлеченных. Что показали зрителям театры на «Рождественском параде» | ФОТО Kilyan Sockalingum on Unsplash

ФОТО Kilyan Sockalingum on Unsplash

Главное — не стены, а люди

Впервые он прошел в 1990 году, когда в нашем городе, тогда еще Ленинграде, начали появляться независимые театры, творческие объединения, студии… Девизом фестиваля стала фраза: «Начинайте, мы вас поддержим!».

По словам Михаила Морозова, актера БДТ и председателя жюри фестиваля, в «Рождественском параде» участвуют настоящие подвижники театрального дела: «За годы работы на фестивале я видел такие вещи, которые даже в успешном государственном театре редко когда увидишь. И нам радостно думать, что есть среди этих театральных команд такие, которым наши скромные дипломы помогают развиваться и двигаться вперед».

В нынешнем году поступило 70 заявок от театральных коллективов со всей страны. Эксперты выбрали 21 спектакль — на один больше, чем обычно участвует в фестивале. В афише были представлены как драматические, детские и взрослые спектакли, так и кукольный, пластический театр, постановки по классической и современной драматургии.

Интерес к фестивалю большой — регистрация на спектакли, которая начиналась на сайте фестиваля в 18.45, заканчивалась уже через пару минут. И дело не только в том, что вход бесплатный. У фес­тиваля за годы его существования сформировалась своя публика. Эти зрители ищут и находят в творчестве независимых театров то, что далеко не всегда можно обнаружить в театрах с колоннами и буфетом. А именно — тягу к экспериментам, чуткость к настроениям в обществе и ко всему новому в жизни и искусстве.

В нашем городе сейчас работают примерно 80 негосударственных театральных коллективов разных жанров. Названия часто непривычны для слуха приверженцев театральных традиций. Зрителей приглашают Такой театр, Плохой театр, Невидимый театр… И даже театр «Блоха» — совсем крошечный, им руководит молодой режиссер Кирилл Люкевич. Часто у независимых коллективов нет своего «дома», они выступают на разных площадках, где придется. Но, как говорят артисты и режиссеры, главное — не стены, а люди. Если собираются вместе единомышленники, все получится.

Каждый из независимых театров выживает по‑своему. Кто‑то — на выручку от продажи билетов, кому‑то помогают спонсоры, существует несколько федеральных грантов на поддержку культурных проектов. А есть театры, которые живут только на добровольные пожертвования, оставляемые зрителями после спектаклей. В последние годы все больше помогает город. Так, с 2021 года поддержка частных театральных коллективов включена отдельной строкой в бюджет Петербурга. В этом году на поддержку театров выделено 100 млн 873 тыс. рублей.

Театр в музее

Среди петербургских участников — спектакль Дмитрия Крестьянкина «Красный фонарь» (14+), недавно удостоенный двух премий «Золотой софит». Это проект Театрального музея, придуманный заведующей научно-просветительским отделом Анной Ласкиной. Он посвящен директору Императорских театров Владимиру Теляковскому, оставившему после себя мемуары и множество писем. На их основе драматург Алексей Синяев написал сценарий. Спектакль разыгрывается в Зеленом зале, где когда‑то располагался кабинет Теляковского. Таким образом, само пространство вовлекается в игру, помогает зрителям погрузиться в прошлое. Спектакль интерактивный. Зрителям время от времени предлагают сделать выбор, от которого зависит судьба Теляковского. Например, спрашивают: расторгнуть контракт с Мейерхольдом или поддержать талантливого режиссера? А вот о том, идти ли бывшему директору Императорских театров в кассиры на железнодорожном вокзале, чтобы не умереть с голоду, зрителей не спрашивают. Тут выбора нет, так распорядилась судьба.

Куклы не врут

Любимый петербуржцами всех возрастов театр «Кукольный формат», отметивший двадцать лет со дня основания, показал недавнюю премьеру. Это спектакль «Сказки на всякий случай» (6+), поставленный Кириллом Смирновым по мотивам произведений Евгения Клюева. Здесь действуют люди, животные, предметы и даже такие явления, как мечта и улыбка. Здесь мир, сотканный из тончайших чувств. И чувствовать умеют даже неодушевленные предметы. Например, зонтики, которые ­влюбляются друг в друга.

Еще один кукольный коллектив — «Конфитюр» — возник на карте Петербурга совсем недавно. Это камерный театр для всей семьи, расположенный в жилом доме на Новочеркасском проспекте. Зрители увидели спектакль Пет­ра Васильева «Ночь перед Рождеством» (4+) по мотивам произведения Гоголя. Артисты Наталья Смородинова и Денис Соколов много импровизировали, общаясь с детьми, задавая им вопросы и рассказывая о Рождестве, Святках, колядках, традициях, вечной борьбе добра и зла…

Достоевский и Гоголь. Без слов

В программе фестиваля было много спектаклей по классике. В том числе — пластических. Как же так — без священных текстов русской литературы? Но в истории современного театра немало примеров, когда классика прекрасно переводится на язык движений. Или музыки. А великие романы и повести можно прочитать.

Перформанс-группа «Омлет для любимой женщины» (Великий Новгород) представила зрителям необычную постановку по роману Достоевского «Идиот-2» (16+). Поставила спектакль Яна Лебедева. Это вторая работа «Омлета» на тему романа Достоевского: в репертуаре есть спектакль «ИдиотКа» (16+), созданный к 200‑летию со дня рождения писателя. Тогда участницы коллектива сконцентрировались на женских образах романа. Нынешний перформанс сосредоточен на образах князя Мышкина и Парфена Рогожина. Как рассказала режиссер, при создании спектакля она и актеры много работали с текстом (хотя в спектакле он не звучит), пытались вникнуть в чувства и мысли героев, понять, как точнее выразить их языком тела. Интересно наблюдать, как по‑разному выражается в пластике артистов любовь к Настасье Филипповне. Самой инфернальной красавицы на сцене нет, ее «играет» красное платье.

Криками «Браво!» и стоячими овациями приветствовали зрители в Доме актера пластический спектакль пермского театра «Век жизни» по гоголевским «Запискам сумасшедшего» (16+). Театр создан актерской семьей Ириной и Андреем Моляновыми в 2016 году. Главную роль сыграл их сын Тимофей Молянов, который впервые вышел на сцену еще ребенком, а сейчас учится в Пермском краевом колледже искусств и культуры.

В спектакле не звучит ни одного слова — лишь на грифельных досках белым мелом написаны фрагменты гоголевского текста. При этом создается полное ощущение гоголевской фантасмагории. Поток сознания несчастного чиновника Поприщина, который постепенно теряет связь с реальностью и погружается в пучину безумия, Тимофей Молянов передает с помощью движений, танца. Спектакль длится час, и все это время он на сцене. И от него невозможно оторвать глаз. «Вы нас покорили!» — кричали зрители в финале.

«Гран-при»

В последний день фестиваля в Карельской гостиной Дома актера объявили победителей. «Гран-при» получил спектакль «О вреде табака» (16+) молодежного театра «КРУГ-2» имени Евгении Ступаковой из Краснознаменска. Это моноспектакль, который режиссер Андрей Ведмецкий поставил по одноименной пьесе Чехова. Главный герой Иван Иванович Нюхин (Алексей Коваленко) переживает экзистенциальный кризис. Ему не дает покоя мысль о том, что он так и не сумел реализовать себя, найти смысл жизни. Пропала жизнь?

Этот театр был основан в 1975 году. «КРУГ» — это аббревиатура. Расшифровывается она так: «Коллектив Радостных и Увлеченных из Голицына-2» (Голицыно — прежнее название Краснознаменска).

В сущности, так можно сказать обо всех участниках «Рождественского парада». Радостные и увлеченные, любящие театр, готовые служить ему бескорыстно.


#театры #выступления #зрители

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (7571) от 22.12.2023 под заголовком «Фестиваль радостных и увлеченных».


Комментарии