Фестиваль «Опера – всем» завершился «Волшебной флейтой» Моцарта

Фестиваль «Опера – всем» закрылся, по традиции, на парадном плацу у Екатерининского дворца «Волшебной флейтой» Моцарта.

Фестиваль «Опера – всем» завершился «Волшебной флейтой» Моцарта | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Опера Моцарта плюс Екатерининский дворец – два шедевра, появившихся в XVIII веке, пусть и в разные его периоды. Художник-постановщик Юлия Гольцова создала декорации-обманки, словно бы нарочно затерявшиеся на фоне голубой, белой и золотой красок дворца, отражающих краски неба. Центром стала большая клетка человека-птицы Папагено, поставщика диковинных пернатых для Царицы Ночи. Через эту клетку, как входившую в музейную коллекцию, проходили не только птицы, больше похожие на насекомых, но и такие важные персонажи, как верховный жрец Зарастро, отвечающий за свет во всех его проявлениях, и Царица Ночи, владеющая «темной стороной Луны». Режиссер Виктор Высоцкий вообразил их в своеобразном прологе как папу и маму, а принца Тамино и принцессу Памину, соответственно, их детьми. В финале, правда, им суждено было пройти испытания как потенциальным жениху и невесте.

Строгие родители во время увертюры учили своих детей правильно и здорово жить, занимаясь физкультурой, повторяя какие-то прописные истины. Режиссер с педагогическим пылом дал понять, что опера соответствовала эпохе Просвещения. Для семейной фотографии подозвали еще и ученого кота в черно-белую полоску, который впоследствии оказался мавром Моностатосом.

Премьера «Волшебной флейты» состоялась в Вене в 1791 году в театре «Ауф дер Виден» за два месяца до смерти композитора. Наряду с Реквиемом эта опера стала одной из главных эмблем мифа Моцарта, позиционируя его как художника, познавшего неизбежность тьмы и света как двух начал в развитии человека.

Тьму низких истин было предложено транслировать Рассказчику, в роли которого выступил Николай Смирнов. Его выходы с комментариями происходившего стали суррогатом разговорных диалогов, из которых состоит «Волшебная флейта». Актер, длины бороды которого немного не хватило, чтобы сойти за Карабаса-Барабаса, выбрал для общения с публикой резковато грубоватую интонацию чужеродного опере назойливого персонажа, отмотавшего свой срок. Он отбрасывал неприятную тень на всех остальных солистов. Зарастро, в золотой маске и черных очках, вызывал ассоциации не то с поп-идолом, не то с главой мафиозно-эстрадного клана...

Но публика сидела, стояла и даже лежала в блаженном полузабытьи и прекрасном настроении, стремясь поскорее перелистать диссонантные вставки, чтобы напитаться магической силой музыки Моцарта. Партию Царицы Ночи исполняла Лариса Юдина, фирменное колоратурное сопрано из Мариинского театра, которая поет эту партию уже лет двадцать. Не подкачала она и в этот раз, заворожив беспроигрышным вокальным аттракционом – металлическим блеском пассажей разгневанной владычицы.

Зарастро, вероятнее всего, прикидывавшийся слепцом в черных очках и с палочкой, вел голосом баса Александра Безрукова свою интриганскую деятельность. Принца Тамино аккуратно и деловито отработал солист Михайловского театра Борис Степанов, а его мечту – очаровательную Памину – исполнила Ольга Черемных, солистка театра «Зазеркалье». Лауреатке Международного конкурса вокалистов им. М. Хелин в Хельсинки помешали то ли неудачно нацепленные микрофоны, то ли волнение перед тысячной аудиторией, но начала она партию крайне неудачно, напугав не по возрасту сильной тремоляцией, однако все же распелась, взяв себя в руки.

Звукоусилительная аппаратура сильно подвела баритона Тигрия Бажакина в партии Папагено, уменьшив объем его голоса. Однако артистизм певца спас положение. На природном артистизме исполнителя был замешан и образ Моностатоса в исполнении Леонтия Сальенского. Трех мальчиков-ангелов (учащихся Хорового училища им. Глинки) режиссер решил подать как трех маленьких жестко запрограммированных роботов.

Оркестр «Северная симфониетта» под управлением Фабио Мастранджело преподавал слушателям урок «Волшебной флейты» если и без озарений, то с чувством собственного достоинства и полной политкорректности.

О том, как варьировался репертуар фестиваля - в материале МИА «МИР».

#Опера всем #фестиваль #музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (6748) от 25.08.2020 под заголовком «По понятиям «Волшебной флейты»».


Комментарии