Фестиваль «Город муз» проходит в Петербурге и Ленобласти

В Петербурге и Ленинградской области в третий раз проводится фестиваль «Город муз» — инклюзивный проект для детей. О том, как устроен этот город, нашей газете рассказала Лидия АДЭР, художественный руководитель и директор проекта.

Фестиваль «Город муз» проходит в Петербурге и Ленобласти | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

С чего начинался проект?

— Десять лет назад команда ­центра современных технологий в искусстве «Арт-паркИНГ» стала проводить концерты для детей в ­Музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова. Через несколько лет мы стали создавать и показывать кукольные и музыкальные спектакли. За эти годы сложился передвижной театр, имеющий стабильный состав исполнителей — актеров и музыкантов. Когда про нас узнали, родители особенных детей стали нас спрашивать, можно ли таким семьям прийти на наши концерты и спектакли. «А почему нет?» — ответили мы.

То есть вы не делаете концерты и спектакли специально для особенных детей?

— Именно так. В этом весь смысл «Города муз». Что такое инклюзивность в нашем опыте? Это объединение в одном пространстве разных детей. Наша задача — создать спектакли, сыграть концерты, на которых зрителями, слушателями и участниками могут стать как обычные, так и особенные дети. Дети быстро находят общий язык.

Сколько всего событий объединил третий фестиваль «Город муз»?

— Восемьдесят. Сорок показов интерактивных кукольных спектаклей, двадцать концертов, ­двадцать показов музыкальных спектаклей-сказок. Президентский грант плюс помощь нескольких благотворительных фондов позволили сделать все события фестиваля бесплатными. Мы выступаем в музеях, в районных библиотеках по всему Петербургу, в социальных центрах. Задача — создать доступную среду, которую могут посещать все дети. Наш возраст — от нуля до окончания младших классов школы.

От нуля — это как?

— На концерты иногда приходят родители с грудничками. Наши музыканты — выпускники Консерватории, гастролирующие артисты — находят возможности выступить в концертах, сыграть в спектаклях, они вместе с нами адаптируют программы для самых-самых маленьких.

Что дети могут послушать?

— Это зависит от выбора родителей. В программы входят классическая музыка, произведения эпохи Возрождения, джаз, ­фольклор. Перед каждым произведением музыканты дают краткую информацию о композиторе, о том, что сейчас прозвучит. Первая часть длится обычно 40 – 45 минут. Детям разрешается танцевать и двигаться под музыку.

Во второй части концерта дети могут пообщаться с музыкантами и даже с их инструментами. Некоторые созданы в XVII или XVIII веках.

Детям дают поиграть на инструментах?

— Очень аккуратно. Попробовать защипнуть струну, дунуть в трубу, нажать на клавишу. Важно, чтобы каждый ребенок смог подойти к музыканту. Некоторым требуется время, чтобы привыкнуть к обстановке.

Летом, когда большинство концертов проводится на открытом воздухе на территориях музеев, дети становятся более общительными. Такие концерты начинались в 2020 году как вынужденная мера — ковидные ограничения не позволяли проводить их в залах. И это стало традицией, в программе нынешнего фестиваля запланированы регулярные концерты в Летнем саду, музейном комплексе «Разлив», в музее-усадьбе «Приютино», в саду Шереметевского дворца. Первый такой концерт 2022 года состоялся на Масленицу в Летнем саду.

У вас в программе есть музыкальные спектакли-сказки. Это какие сказки?

— Это спектакль для знакомства детей с музыкальными инструментами, но не в виде концерта, а в форме разговора, который предлагают актер, ведущий действие, и музыкант.

Мы подготовили для третьего «Города муз» четыре премьеры: сказки с кларнетом, скрипкой, клавесином и балалайкой. Сюжеты, требующие минимальных декораций, придумали петербургские писатели. Например, Виктория Иванова, Павел Вайнберг. Интерактив находится внутри спектакля: актеры предлагают детям где послушать, где потанцевать, где изобразить кошку или лягушку.

Половину программы фестиваля занимают кукольные спектакли…

— Это наш самый большой репертуар. Для фестиваля выпущены две премьеры: «Невероятная история о гигантской груше» по мотивам произведений датского писателя Якоба Мартина Стрида и «Петька-микроб» по повести Григория Остера. К постановке спектаклей для разных групп детей привлечены молодые петербургские режиссеры — Варика Экономски и Чакчи Фросноккерс (псевдоним Дмитрия Петрова).

Можете назвать самые популярные спектакли последних лет?

— Это «День рождения муми-тролля» и «Петсон и Финдус» про старика Петсона и его говорящего кота Финдуса. Они пользуются наибольшим спросом у родительской аудитории.

А вам известен «социальный портрет» родителей, которые приводят к вам своих детей?

— Это люди самых разных профессий. Одни так прониклись, что задумались о смене профессии на творческую. Другие возвращались к нам поработать волонтерами. Некоторые становились нашими деловыми партнерами.

Любопытно, что на концертах, куда приводят совсем маленьких, родители начинают знакомиться друг с другом. Потом приходят группами. У библиотек много постоянных посетителей, там часто многие родители уже знакомы.

В чем, на ваш взгляд, миссия фестиваля?

— Это первый шаг в мир музыки и театра. После этого родители могут пойти с ребенком в классический театр или концертный зал, понимая, как их ребенок может себя вести.

На наших спектаклях и концертах дети садятся вместе в первые два ряда, приучаясь к самостоятельному поведению, к тому, что они разные. Мы понимаем, что не можем изменить весь мир, но стараемся маленькими шагами, нашими культурными событиями приучить родителей и детей к этому разнообразию.



#фестиваль #дети #музыка #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 83 (7166) от 12.05.2022 под заголовком «Первый шаг в разнообразный мир».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?