Во время фестиваля «Арлекин» прошел конкурс «Маленькая ремарка»

Во время фестиваля «Арлекин» в театре «Зазеркалье» провели трехдневную лабораторию, посвященную новой драматургии для детей и подростков.

Во время фестиваля «Арлекин» прошел конкурс «Маленькая ремарка» | Репродукция. Фото автора

Репродукция. Фото автора

Лучшие пьесы, вошедшие в шорт-лист конкурса «Маленькая ремарка» (он существует с 2018 года), представили в виде читок-эскизов. Финалистами 2022 года стали Игорь Витренко с пьесой «Рома, правда и подкасты» (ранее эта работа вошла в шорт-лист фестиваля молодой драматургии «Любимовка-2021»), Полина Коротыч и ее стихотворная пьеса «Вадик поет свою музыку» и Керен Климовски с «Двумя внуками в поисках бабушек и дедушек».

В завершение трехдневного теат­рального марафона критик ­завлит РАМТа Мила Денева прочитала в Белом зале театра «Зазеркалье» лекцию о современной драматургии для детей и подростков. Она предупредила, что речь пойдет не о розовых сказках, а о пьесах, в которых затрагиваются сложные, подчас болезненные темы: насилие в школе и семье, одиночество и его преодоление, развод родителей, переживание смерти близкого человека, несчастная любовь… Хотя сказкам в финале лекции место тоже нашлось.

О том, что болит

Современная драматургия, как и все современное искусство в целом, говорит Мила Денева, рассказывает прежде всего о том, что у человека болит, что не дает ему жить спокойно. Для подростков, которые пытаются разобраться в жизни, это особенно важно. Им нужен театр, который словно говорит: «Да, тебе сейчас трудно, но ты не один. ­Вместе мы преодолеем».

Присутствие на сцене детских театров современных драм важно еще и потому, что поменялся (и продолжает стремительно меняться) мир, а вместе с ним — и дети. В восприятии информации, считает Мила Денева, у новых детей преобладает визуальный канал. В подаче информации важны отсутствие долгой прелюдии, хороший темп, быстрая смена картинок и настроений. Все это так или иначе отражается в драматургии.

Стилистически новая драматургия для подростков и детей очень разнообразна. Авторы стремятся передать все нюансы современного языка. Пьеса может быть ­создана из постов, опубликованных в социальных сетях, из голосовых сообщений. Часто пьесы пишут не в форме диалогов, а как монолог, этакий поток сознания.

Еще одна особенность современных пьес — в них ребенок ­часто говорит более «взрослым», осознанным, осмысленным языком, чем сами взрослые. По мнению Милы Деневой, это отражает то, что происходит в обществе. Сегодня среди взрослых людей часто встречается типаж Питера Пэна — человека, который не хочет или не может повзрослеть, остается «вечным студентом», даже одевается до старос­ти, как подросток. Поэтому детям приходится справляться с жизнью и взрослением в одиночку, брать на себя ответственность. Традиционные роли родитель — ребенок нередко меняются местами. Как, например, в пьесе Керен Климовски «Мой папа Питер Пэн» или Игоря ­Витренко «Я танцую как дебил».

Провалиться в кроличью нору

Теперь о главенствующих в пьесах темах. Увы, одна из них — тема насилия.

На многих сценах страны поставлены спектакли по пьесе Марии Огневой «За белым кроликом». В Петербурге спектакль можно увидеть в театре «Цехъ» в постановке Романа Кагановича.

Это один из главных современных драматургических текстов про насилие, — говорит Мила Денева. — Пьеса, в которой есть элементы сказки, детектива и трагедии, имела огромный резонанс.

Впервые эта пьеса была прочитана на фестивале «Любимовка» в 2018 году, а потом появилась в виде эскиза на детской лаборатории по современной драматургии в рамках «Золотой маски». Пьеса основана на реальных событиях — убийстве двух девушек, которые неосторожно сели в машину к незнакомцу. Одна из них везла с дачи белого кролика в клетке. Именно кролик стал ключом, которым открывается для зрителя дверь из ужасной действительнос­ти в фантастическую реальность. Подобно Алисе, героине Льюиса Кэрролла, он проваливается в кроличью нору вслед за погибшими девочками, которые здесь, в этом пространстве, живы.

Мария Огнева была знакома с одной из жертв.

Не такой, как все

Важная тема в драматургии для детей и подростков — «инаковость». Сейчас довольно много пьес о тех, кто отличается от большинства физически или психологически и кому по этой причине сложно вписаться в общество, в коллектив.

Среди недавних работ на эту тему — пьеса выпускницы курса Натальи Скороход Марты Райцес «Я — кулак. Я — А-н-н-а» о девочке-подростке, которая не слышит. Она читает по лицам, а разговаривает на языке жестов, который понимают немногие. Возможно, это пьеса вообще о подростках, которые хотят быть услышанными и понятыми. Спектакль по этой пьесе, поставленный Юлией Каландаришвили в Красноярском театре кукол, петербуржцы могли видеть только во время фестиваля в БТК.

Это все она!

Тема семейных отношений, поиска понимания с родителями тоже популярна. Вот, например, пьеса Марии Малухиной «Замыкание». Герой, 13‑летний подросток, ­замкнулся в себе. Потому что родителям не до него. Сложность говорить и быть понятым в пьесе подчеркнута еще тем, что мальчик сильно заикается. В жизни он в основном молчит, зато ведет длинные внутренние монологи с самим собой.

Новые сказки

По словам Милы Деневой, на конкурс «Маленькая ремарка» стали чаще присылать пьесы для детей 5—10 лет — тех, кто уже вышел из возраста «бэби-театра» у мамы на коленях, но еще не дорос до ­культпоходов с классом в настоящий театр. До недавнего времени именно эта возрастная группа была за пределами внимания драматургов.

Одно из направлений в драматургии для этой аудитории — переосмысление известных сказок или сочинение новых с нуля. Пример таких новых сказок — «Василисса». Эта пьеса была написана Марией Малухиной в двадцатом году. Спектакль, поставленный по ней Филиппом Гуревичем, показали на нынешнем «Арлекине». В основе — история о взрослении подростка, но рассказывается она как сказка. Здесь мир леса и мис­тические силы природы противостоят миру людей. Главная героиня Василисса — девочка-подросток — посредник между этими мирами. Важная тема в пьесе — размышление о человеческой нетерпимости и природе зла.

По итогам нынешнего «Арлекина» «Василисса» стала лучшим ­спектаклем. Автор пьесы Мария Малухина отмечена в номинации «Лучшая работа драматурга». Хотелось бы, чтобы эта пьеса заинтересовала петербургские театры.

Категория 12 минус

Пьеса Анны Гейжан «Волшебник и песчинка» вошла в шорт-лист «Маленькой ремарки» этого года в разделе «12 минус». Она для совсем маленьких детей. Это история пятилетней девочки, которая осталась под Рождество с папой, тогда как мама в больнице должна родить братика.

Девочке очень не хватает мамы, особенно в такой праздник. И папа, желая утешить и развлечь дочь, сочиняет сказку про волшебников и рождественские дары. Мораль сказки проста — все, что ты отдал другим, вернется к тебе сторицей.

Выбор есть

Еще недавно современные пьесы для детей и подростков пробивались на сцену с трудом. Потому что билеты в театр, как правило, покупают родители, это они «голосуют рублем». И по инерции выбирают спектакли на сюжеты из своего детства: «Снежная королева», «Золушка», «Дюймовочка», «Остров сокровищ»…

Но все же дело сдвинулось с мертвой точки, и не только в столице.

Например, «Мой папа Питер Пэн», победив в конкурсе РАМТа «В поисках новой пьесы» и заняв третье ­место в «Маленькой ремарке», привлек внимание Константина Райкина. На сцене «Сатирикона» спектакль поставила Надя Кубалайт. А потом «Питер Пэн» полетел по всей стране…

В Петербурге же, скажем честно, спектаклей по пьесам новых драматургов для подростков немного (в основном ставят по классике — русской и зарубежной).

Из того, что идет, стоит еще раз упомянуть спектакль Романа Кагановича по пьесе Марии Огневой «За белым кроликом» на сцене театра «Цехъ», постановку Александра Созонова по пьесе Андрея Иванова «Это все она» в «Приюте комедианта»… В ­театре «Суббота» идет спектакль для семейного просмотра «Офелия боится воды» по пьесе современного драматурга Юлии Тупикиной. Один из героев — взбунтовавшийся подросток. Чтобы примирить друг с другом всех членов семьи, приходится призвать на помощь психолога.

Интересный спектакль для подростков сделали в ТЮЗе. Он называется «Как тебе такой тятр, Илон Маск?» и поставлен Олегом Хистолюбским по пьесе современных драматургов Полины Коротыч и Маши Все-Таки «Говорение». Действие происходит в обычной муринской школе, герои — ученики 9Б, которые готовятся к ЕГЭ… В чем‑то он перекликается с известной пьесой Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна».

В общем, сегодня существуют интересные пьесы, которые говорят с подростками на понятном им языке и о том, что волнует их больше всего. Режиссерам есть из чего выбирать. Дело — за театрами.


#конкурс #театр #дети

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 83 (7166) от 12.05.2022 под заголовком «Взрослые дети».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?