«Фаворского полет...». Со дня рождения художника исполняется 135 лет
14 марта исполняется 135 лет со дня рождения выдающегося советского художника Владимира Фаворского.
ФОТО Public Domain
Родился он в Москве в семье адвоката Андрея Фаворского и художницы Ольги Шервуд на рубеже XIX – XX веков. Для России это было переломное время, и все пережитые страной трудности отозвались и в его судьбе.
Но поначалу в жизни будущего художника царил штиль. Первые уроки рисунка он получил у матери. Потом занимался в частной художественной школе Константина Юона, посещал вечерами скульптурные классы Строгановского училища. В 1905 году уехал в Германию, в Мюнхен, где продолжил изучать искусство в частной академии Шимона Холлоши. Параллельно занимался в университете на искусствоведческом отделении философского факультета. Вернувшись через два года в Москву, продолжил образование – и художественное, и искусствоведческое.
Дипломная работа была посвящена Джотто и его предшественникам. Фаворский, как и многие русские, был влюблен в Италию, в ее природу и искусство, и в юности объехал почти весь итальянский полуостров-«сапожок» на велосипеде в компании друга.
Когда смотришь на фотографии Владимира Фаворского, кажется, что перед нами кабинетный ученый, Фауст, хранитель тайных знаний. Но это не так. Он был воином. Когда началась Первая мировая война, Владимир Фаворский сражался в артиллерии на Юго-Западном и позже – Румынском фронтах. За храбрость был удостоен Георгиевского креста.
Как Фаворский относился к революции? Об этом сложно найти свидетельства, по вполне понятным причинам ни он сам, ни его современники не писали об этом. Можно лишь предположить, что не полностью принимал он советскую идеологию. К примеру, не был атеистом и не скрывал этого. Об этом пишет в своих тайных дневниках, опубликованных совсем недавно, Михаил Пришвин, чьи книги Фаворский иллюстрировал:
«Я из интеллигенции единственно уважаю В. А. Фаворского, которого на чистке спрашивали:
– Что вы делаете для антирелигиозной пропаганды?
И он на это ответил:
– Как я могу что-нибудь делать, если я в Бога верую?».
И все же приспосабливаться к новой жизни пришлось. Начнем с того, что его, кавалера Георгиевского креста, мобилизовали в Красную армию, и он прошел всю Гражданскую войну.
После войны преподавал во ВХУТЕМАСе – Московских высших художественно-технических мастерских. Сначала возглавлял кафедру ксилографии графического факультета, потом стал его ректором.
Фаворский был одним из лидеров ксилографии – гравюры на дереве в Москве, овладев этой сложной техникой виртуозно. Его язык лаконичен, работы даже небольшого размера выглядят монументально, в ранних работах преобладал черный штрих, позднее появилась светотень. Работал художник и в технике офорта – гравюры на меди.
Как дерево и медь –
Фаворского полет, —
В дощатом воздухе
мы с временем соседи,
– написал о нем Осип Мандельштам.
Разносторонний, как человек эпохи Возрождения, Фаворский все же более всего известен как художник книги. Это «Слово о полку Игореве», «Маленькие трагедии» и «Борис Годунов» Пушкина, иллюстрации к Роберту Бернсу и Шекспиру в переводах Маршака, «Новая жизнь» Данте, «Рассказы о животных» Льва Толстого...
Его стиль в оформлении книги часто противопоставляют конструктивизму, дизайнерским опытам Александра Родченко, Эль Лисицкого, книгам футуристов – словом, авангарду. Да, возможно, Фаворский был ближе к стилистике модерна, книжной графике рубежа XIX – XX веков, поднятой мирискусниками на небывалую высоту. Книга мыслилась им как единый организм, цельное произведение искусства, в котором продумано все вплоть до виньетки на буквице и очертаний цифр, обозначающих страницы.
Для него очень важно было не выразить себя, а прежде всего – раскрыть стиль писателя, открыть созданный им мир читателю. Он и называл иллюстрацию «дверью в книгу».
Фаворский был прекрасным учителем. Начав преподавать в двадцатые годы во ВХУТЕМАСе, он впоследствии читал лекции в Полиграфическом институте, Институте изобразительных искусств, Институте прикладного и декоративного искусства. Причем ученики были благодарны ему не только как мастеру, но и как человеку, оказавшему влияние на их духовное развитие. Эрик Булатов, чье творчество совсем далеко от Фаворского, вспоминал, как его потрясло «отношение Фаворского к картине, его понимание картины»: «Первое же высказывание Фаворского о том, что картина существует еще до того, как на ней что-либо изображено, меня поразило». Фаворский, как он вспоминал, считал, что «картина – это живое существо, а вовсе не аморфное поле деятельности. И она совсем не безразлична к тому, что на ней изображается. А художник, работающий с картиной, – вовсе не творец, создающий свои законы, а собеседник. Работа с картиной – это диалог, в котором художник задает вопросы, а картина отвечает. Все это стало для меня самым важным на всю жизнь».
Любимый ученик Фаворского Андрей Гончаров рассказывает в мемуарах о той бедности, в которой жил этот талантливый художник, трудяга: «В течение всей работы во Вхутемасе, Вхутеине, Полиграфическом институте, Институте изобразительных искусств В. А. Фаворский жил в квартире # 69 на восьмом этаже дома № 21 по Мясницкой. Комната, которую он занимал в общей квартире... была маленькая и узкая... С подоконника свисали на бечевках пустые консервные банки, куда стекала вода, когда обледеневшие окна оттаивали. Было бедно, узко, жестко». И в этой сырой комнатушке жил временами еще один ученик Михаил Пиков. Впоследствии Пиков прославился своими иллюстрациями к «Божественной комедии» Данте, над которыми работал не менее десяти лет.
Одаренными художниками были и сыновья Фаворского. Вернее, могли бы ими стать. Когда смотришь на даты жизни, оторопь берет. Никита Владимирович Фаворский – 1915 – 1941. Иван Владимирович Фаворский – 1924 – 1945. Оба погибли на войне. Никита в самом ее начале. У него было освобождение от воинской повинности, но он ушел на фронт добровольно.
Осталась дочь, она и продолжила род, родив Фаворским трех внуков. Мужем ее стал Дмитрий Шаховской, скульптор, известный всей Москве как создатель знаменитых часов на Кукольном театре Сергея Образцова и памятника Осипу Мандельштаму.
«Судьба не щадила Фаворского. Не только гибель обоих сыновей выпала ему на долю. Не было такого унижения, которого не довелось бы испытать этому чудесному мастеру в сталинские годы... В 1948 – 1953 годах Фаворский как «идеолог формализма» был отлучен от преподавания, лишен элементарного заработка», – пишет в своей книге «Мои академики» искусствовед Мария Чегодаева.
Но он никогда не жаловался и стойко переносил удары судьбы, живя искусством и ради искусства. Открывая своими иллюстрациями нам двери в мировую литературу.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 41 (6879) от 11.03.2021 под заголовком ««Фаворского полет...»».
Комментарии