Символизм в поэзии. Со дня рождения Вячеслава Иванова – 155 лет

28 февраля исполняется 155 лет со дня рождения Вячеслава Иванова – русского поэта-символиста, яркого представителя и отчасти создателя, идеолога культуры Серебряного века. Родился он в Москве, но главными городами в его жизни стали Петербург и Рим.

Символизм в поэзии. Со дня рождения Вячеслава Иванова – 155 лет | ФОТО Public Domain

ФОТО Public Domain

Любовь к поэзии ему привила мать. С детства он обнаружил способности к языкам. Уже в двенадцать лет Иванов в совершенстве знал древнегреческий и латынь. И множество «живых» языков. Поучившись в Московском университете на историко–филологическом факультете, уехал в Германию, в Берлин, где продолжил образование. В Германии он познакомился с Лидией Зиновьевой–Аннибал, своей «сивиллой», вскоре женился на ней. Там же встретился с известным историком античности Теодором Моммзеном и с головой погрузился в культуру Древней Греции и Рима.

В 1905 году он вернулся в Россию и поселился вместе с женой в Петербурге на Таврической улице в доходном доме Ивана Дернова, известном как Дом с башней, в трехкомнатной квартире на шестом этаже – с выходом на крышу.

«Живем вдвоем на верху круглой башни над Таврическим парком с его лебединым озером. За Невой – фантастический очерк всего Петербурга до крайних боров на горизонте. В сумеречный час ухают пушки, возвещая поднятие воды в Неве, и ветер с моря, крутя вихрем желтые листья парка, стонет и стучится в мою башню», – писал Иванов о новом жилище.

Александр Блок впервые прочитал в Башне «Незнакомку». Михаил Кузмин пел свои стихи под музыку, играя на рояле. Поэт в те годы нуждался, и нашел приют на Башне, прожив года три.

Всеволод Мейерхольд в апреле 1910 года в Башенном театре показал спектакль «Поклонение Кресту» по пьесе Кальдерона. Бердяев назвал собрания у Иванова по средам «утонченной культурной лабораторией».

Поэты Андрей Белый, Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, Федор Сологуб и Анастасия Чеботаревская... Философы Сергей Булгаков и Николай Бердяев. Художники Константин Сомов, Лев Бакст, Мстислав Добужинский... Вообще легче сказать, кто здесь не бывал.

О хозяине салона Добужинский писал впоследствии в мемуарах очень тепло: «Мне казалось, что от него веяло какой–то чистотой, чем–то надземным... Вячеслав Иванов тогда носил золотую бородку и золотую гриву волос, всегда был в черном сюртуке с черным галстуком, завязанным бантом... Он был высок и худ и как–то устремлен вперед и еще имел привычку в разговоре подниматься на цыпочки. Я раз нарисовал его в этой позе «стартирующим» к звездам с края «башни», с маленькими крылышками на каблуках...».

Известен и акварельный портрет Вячеслава Иванова работы Константина Сомова, который можно было видеть в 2017 году на выставке в Михайловском замке.

Что касается собственно поэтических произведений Вячеслава Иванова, то это, пожалуй, стихи интеллектуала, ученого, философа. Уже после выхода первого его сборника «Кормчие звезды» в 1903 году критики назвали его «поэтом для избранных». «У него было такое ослепительное словотворчество, но не только поэзия была у него на первом плане, а и философия, и религия, и история», – пишет об Иванове философ Алексей Лосев.

После революции Вячеслав Иванов какое–то время пытался сотрудничать с большевиками. Читал лекции в секциях Пролеткульта, работал в издательстве «Алконост». А в 1921 году даже умудрился защитить докторскую диссертацию о Дионисе. То есть – вокруг все рушится, голод, холод, тиф, Гражданская война. А он с головой ушел в Античность, работая над диссертацией, а потом и книгой «Дионис и прадионисийство». Возможно, это был способ сохранить рассудок среди хаоса.

В августе 1924 года Вячеслав Иванов все же покинул Россию и поселился в Риме. От России не отрекся и даже вплоть до 1936 года сохранял советское гражданство. Читал лекции. Переводил Сафо, Алкея, Эсхила, Петрарку.

В 1944 году вышел его цикл «Римский дневник», состоявший из 118 стихотворений.

Великое бессмертья хочет,

А малое себе не прочит

Ни долгой памяти в роду,

Ни слав на Божием суду...

— Вечный город навевал мысли о вечном и бренном, о цветении и тлене. О том, что в этом мире одинаково ценно и великое, и малое. Поэт подводил итоги своей жизни в великом городе, оккупированном фашистами.

Вячеслав Иванов так и не вернулся в Россию. Он умер в Риме 16 июля 1949 года. А его Башня на Таврической стоит до сих пор. И в русской литературе она будет выситься всегда.

#поэзия #день рождения #литература

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 33 (6871) от 26.02.2021 под заголовком «Ветер стучал в его башню».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?