Этнографический фестиваль «Земля Калевалы» прошел в Петербурге
В Петербурге состоялся XVI этнографический фестиваль «Земля Калевалы», посвященный культуре и народным традициям Карелии и выдающемуся карело-финскому эпосу. Он приурочен к 220‑летию со дня рождения финского языковеда собирателя эпоса «Калевала» Элиаса Леннрота.

Фото Дмитрия Соколова
Ежегодный этнофестиваль стал доброй петербургской традицией, объединяющей горожан и гостей Северной столицы из Карелии, Ленобласти и других регионов нашей страны. В нем приняли участие более шести тысяч человек из 640 населенных пунктов РФ. Площадкой для проведения на этот раз стал Российский этнографический музей, один из залов которого облицован карельским мрамором розового цвета.
Участникам и гостям мероприятия была предоставлена возможность не только получить удовольствие от выступлений карельских и финно-угорских фольклорных коллективов, полюбоваться тематическими рисунками и фотографиями, восхититься дефиле нарядов в стиле этно, но и ознакомиться с новыми туристическими маршрутами и достопримечательностями Карелии, а также принять участие в конкурсной программе и творческих мастер-классах.
«В нынешнем году на наш конкурс только в номинации «Дизайн костюма и аксессуаров» было подано более 250 заявок, — рассказывает куратор конкурса «Этнодизайн» Мария Красильникова. — Это говорит о том, что исторический костюм, в том числе карельский, сегодня вызывает интерес у дизайнеров. Оценивая эти работы, мы обращали внимание, чтобы в них были отражены соответствующие теме фестиваля исторические композиционные признаки в виде орнамента, тканей, силуэтов».
Если раньше конкурс ограничивался только модными коллекциями одежды в стиле этно, то сегодня появилась отдельная номинация «Дизайн предметов декоративно-прикладного искусства».
«Я представляла на этот конкурс керамические декоративные светильники, которые создала, вдохновляясь северной природой и карельским национальным эпосом, — рассказывает серебряный призер Татьяна Зенина. — Светильники выполнены в виде животных и птиц, которые обитают на севере и присутствуют в сюжете «Калевалы». Их можно использовать и днем, и ночью. В дневное время они воспринимаются как интерьерные панно, а вечером и ночью превращаются в волшебные светильники, излучающие мистические тени».
В зоне мастер-класса «Звучание истории» гости могли не только узнать историю карельских музыкальных инструментов, но и попробовать на них поиграть. Представлены также инструменты, сделанные в наше время. Радует, что еще сохранились мастера, которые знают секреты их создания. Правда, их осталось очень мало.

«На фестивале я узнала про деревянную флейту, которая называется «пили», — делится впечатлениями петербургская школьница Влада. — Эту дудочку делали из ветки дерева, вынимая сердцевину во время сокодвижения. А другую дудочку без игровых отверстий «калюку», или «кявелюкеппи», делали из длинной ветки, которую разрезали пополам, а после удаления сердцевины половинки соединяли друг с другом берестой. Оказывается, пастухи в дневное и ночное время для сбора животных использовали разные флейты. Ночью ту, звук которой слышен вблизи, но при этом растворяется в воздухе, чтобы не тревожить спящих селян. А днем использовались инструменты с более громким звучанием».
Познавательным получился и мастер-класс «Вместе пишем «Калевалу», где в режиме «здесь и сейчас» создавалась уникальная книга, которую от руки переписывают участники и гости фестиваля уже не первый год.
«Каждый желающий настоящим чернильным пером вписывает очередную строчку народного эпоса, — объясняет ведущая мастер-класса Ольга Москвитина. — На этот раз переписывали историю о том, как был срублен огромный дуб, который затмевал солнце, и все от этого страдали. В проекте с удовольствием принимают участие и первоклашки, которые только научились писать, и взрослые люди. Конечно, большинство участников мероприятия знакомы с эпосом, но есть и те, которые здесь оказались случайно. Для них участие в этом мастер-классе становится мотивацией прочитать книгу и узнать, чем закончилась история, строчку из которой они переписали».
«Многолетняя история фестиваля как никогда лучше доказывает актуальность и необходимость возрождения культурного наследия многонациональной России, — считает заместитель постоянного представителя Республики Карелия при президенте РФ Наталья Беляева. — Мы все разные, говорим на разных языках, но нас объединяет любовь к нашей Родине, нашей великой истории и традициям. Культура — это тоже оружие, только мирное. Попадая в человеческие сердца, она помогает им не черстветь даже в самых нечеловеческих условиях. Культура лечит боль и страх и, самое главное, убивает ненависть».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 71 (7154) от 20.04.2022 под заголовком «Волшебный свет Калевалы».
Материалы рубрики
Петербуржцам старше 50 лет помогут начать карьеру
В Карелии пустили рельсовые автобусы до горы Воттоваара
Без резких движений. Как пожилым поддерживать тело в тонусе?
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии