Эрмитаж отметил день памяти Рембрандта выставкой «Падение Амана»

Музеи мира отдают дань памяти Рембрандту: исполнилось 350 лет со дня смерти великого голландского живописца. В Голландии, США, Западной Европе проходят выставки, ему посвященные.

Эрмитаж отметил день памяти Рембрандта выставкой «Падение Амана» |

4 октября - день в день, когда художника не стало - в Аполлоновом зале Зимнего дворца первых посетителей приняла выставка «Падение Амана»: картина Рембрандта в зеркале времени».

- Собрание Эрмитажа славится полотнами Рембрандта. С XVIII века его картины находятся здесь, они в числе самых посещаемых и любимых зрителями, - рассказывает куратор выставки хранитель голландской живописи XVII - XVIII веков Ирина Соколова. - Среди картин художника особую роль играют его так называемые исторические полотна. В XVII веке в это понятие включалось изображение сцен из Ветхого и Нового Завета, античной истории. В их числе особое место у картины «Падение Амана».

Ее купила Екатерина II в 1773 году. Вероятно, дипломаты доставили ей великолепную известную в Европе гравюру с этого полотна. Сама картина поступила в Эрмитаж на следующий год. Скорость, с которой императрица приняла решение, говорит о том, что сильное, выразительное и очень драматичное произведение Рембрандта произвело на нее большое впечатление.

Выставка строится вокруг этой одной из самых известных и таинственных картин художника.

«Падение Амана» Рембрандт написал в 1660-е годы, о первом столетии бытования полотна сведений нет. Согласно сохранившимся источникам, спустя 100 лет оно оказалось в Англии у шотландского купца и арт-дилера Джона Блэквуда. О том, что картину купила русская императрица, есть подробная запись в каталоге Императорского Эрмитажа 1773 - 1785 годов.

«Падение Амана» занимает законное место в постоянной экспозиции музея. По поводу сюжета, атрибуции и датировки возникали разночтения. С середины XVIII века считалось, что картина Рембрандта иллюстрирует событие ветхозаветной Книги Есфирь, пользовавшейся популярностью в Голландии в XVII веке. Она рассказывает, как царица Эсфирь и ее воспитатель Мардохей сумели предотвратить планы всесильного фаворита царя Артаксеркса - Амана, замыслившего уничтожить евреев в Персии.

В ХХ веке возникли другие трактовки сюжета картины. Одна из них романтическая - «Давид и Урия». Царь Давид отправляет на верную гибель мужа красавицы Вирсавии. Но большинство исследователей все же сходятся на том, что Рембрандт изобразил Амана в момент, когда тот слышит приказ царя оказать высшие почести его врагу - Мардохею.

«Падение Амана» предстало перед зрителями после длившейся год реставрации. Не пытаясь скрыть следы возраста полотна, реставраторы освободили его от толстых слоев пожелтевшего лака и ретуши. Стали более очевидны особенности живописной техники Рембрандта, цветовые нюансы.

«Падение Амана» демонстрируется в Аполлоновом зале не в одиночестве. Как сказано в заголовке, картина Рембрандта представлена «в зеркале времени». Время отражают сопутствующие экспонаты.

Почетное место занимает гравюра Ричарда Хьюстона, приглянувшаяся русской императрице. Здесь же другие работы Рембрандта и его современников на сюжеты книг Ветхого Завета. Картина «Молодая женщина перед зеркалом» («Туалет Эсфири») кисти одного из учеников мастера Фердинанда Бола. Автор композиции «Пир Эсфири» художник школы Рембрандта, имя которого до нас не дошло. Здесь же офорт Рембрандта «Большая еврейская невеста» и его же знаменитая гравюра «Триумф Мардохея».

Мир Древнего Востока, каким создавал его Рембрандт, - результат творческого воображения и впечатлений, почерпнутых из книг о путешествиях, гравюр, миниатюр и даже экзотических тканей, которые коллекционировал художник. Важной частью выставки стали произведения прикладного искусства стран Востока, бывшие в ходу на рынке Амстердама во времена Рембрандта - украшения, фрагменты бархата, шелка.

#выставка #Эрмитаж #Рембрандт #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (6540) от 07.10.2019 под заголовком ««Падение Амана» волновало Екатерину как эрмитаж отметил день памяти Рембрандта».


Комментарии