Эрмитаж открыл отреставрированную Малую церковь Зимнего дворца

Эрмитаж открыл для публики отреставрированную Малую церковь Зимнего дворца. Ей вернули пышное золоченое барочное убранство, о существовании которого не имели представления посетители и в какой-то мере даже специалисты.

Эрмитаж открыл отреставрированную Малую церковь Зимнего дворца | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Церковь находилась за неприметной дверью на площадке лестницы, которой когда-то сама подарила название – Церковная. Еще несколько лет назад в этом помещении размещались реставрационные мастерские музея. В частности, там реставрировали «Данаю» Рембрандта.

Малая церковь – место уникальное, она старше Зимнего дворца. Для Анны Иоанновны ее построил Растрелли, а освятил в 1735 году архиепископ Новгородский Феофан Прокопович. По сохранившимся планам, ее площадь тогда была много больше, в нее входила Ротонда и Большая церковная лестница.

Императрица Елизавета Петровна пожелала иметь Большую церковь рядом с личными апартаментами, а предыдущую сохранить, изменив до нынешних размеров. При Николае I церковь получила статус собора, в ней ежегодно 14 декабря совершалась служба в память трагических событий, связанных с восшествием этого императора на престол.

Пожар 1837 года в Зимнем дворце храм не пощадил. Николай I повелел восстановить его в прежнем оформлении, что и сделал архитектор Василий Стасов. В дальнейшем существенных изменений в архитектурно-декоративное оформление не вносилось.

После революции алтарь был разобран, стены и потолок закрашены. В 1929 году Эрмитаж передал помещение Музею революции для лектория. Тогда же был разобран иконостас, сняты настенные образа святителей церкви, заложен дверной проем в Ротонду.

В 1948 – 1949 годах в Малой церкви проходила реставрация. Практически все элементы декора, напоминающие о былом назначении этого помещения, были удалены. Но, как выяснилось, декоративное убранство полностью не уничтожено. Реставраторы послевоенной поры сделали все возможное, чтобы сохранить для потомков оригинальную отделку.

Современные реставраторы обнаружили неожиданную даже для опытных мастеров сохранность исторического декора. Слой за слоем удаляя с поверхности стен и архитектурных деталей белую и бронзовую краску, они открывали блеск подлинного золота. Расчистка плафона «Сошествие Святого Духа на апостолов», написанного живописцем Николаем Майковым, показала, что холст и красочный слой в хорошем состоянии, практически без утрат. Головки херувимов из папье-маше, отдыхающих на облаках, были аккуратно сняты и хранились в музее. Их отреставрировали и установили на место. Отреставрирован и паркет, воссозданный после пожара Стасовым по проекту Людвига Шарлеманя.

Иконостас и утраченные настенные иконы решено не восстанавливать. Для этого недостаточно иконографического материала. Из 16 икон сохранилось две, они находятся в Русском музее.

Любопытная подробность: у Малой церкви Зимнего дворца нет свода. Над ней расположена Бриллиантовая кладовая. Но в паркетном полу обнаружен люк, под ним лестница ведет в небольшое помещение с низким потолком. Возможно, оно предназначалось для хранения ценностей.

К завершению реставрации Малой церкви приурочена выставка «Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа», представляющая коллекцию богослужебных одежд.

– Коллекция охватывает период от XVII до начала XX века, – рассказывает куратор, хранитель коллекции Ирина Кузнецова. – В ней есть облачения из Большого собора Зимнего дворца, центральных храмов Петербурга, из храмов российских городов и маленьких сельских церквей. Каждое представляет эпоху, особенности в отделке.

Как объясняет куратор, форма церковных облачений не менялась на протяжении столетий. Но менялись ткани и отделка в зависимости от смены стилей в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. В витринах вещи однотипные по форме, но разные по цвету, материалам, отделке. Они интересны и с исторической точки зрения, так как связаны с известными персонажами и событиями.

Фелонь (риза священника) из розовой парчи была пожалована императрицей Екатериной II на освящение Успенского придела Успенского храма (ныне Владимирский собор). С ней связана легенда: якобы Екатерина увидела из окон дворца недостроенный храм, распорядилась ускорить строительство. Первым был освящен Успенский придел, для него и была пожалована фелонь.

На выставке можно видеть комплект облачения священника (фелонь и епитрахиль), на подкладке которого металлической нитью по белому муару вышита надпись: «Из подвенечного платья Государыни Императрицы Александры Федоровны. Пожертвовано в 1842 году января 12 дня».

Интерес представляют предметы облачения, рассказывающие о великолепии богослужений, совершавшихся во время торжеств, связанных с российским императорским домом.

Впервые на выставке показаны эскизы облачений полковых священников российской гвардии. Они относились к отдельной группе представителей церкви и являлись важными фигурами в русской армии.

В одной из витрин памятники XVII века. В это время в России еще не производились шелковые ткани, использовались привозные, в основном восточные – персидские, турецкие. Из них шились церковные облачения. Но их верхняя часть – оплечье – расшивалась русскими мастерицами.

Ткани – материал хрупкий, требует особого хранения. Выставка в ее нынешнем составе будет представлена в Малой церкви до сентября. Затем произойдет ротация экспонатов. Коллекция Эрмитажа это позволяет.

#Эрмитаж #музей #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 85 (6923) от 14.05.2021 под заголовком «Когда Даная покинула церковь».


Комментарии