Эрмитаж открыл 19 залов западноевропейской живописи XVII – XVIII веков
Эрмитаж открыл для посетителей Запасную галерею западноевропейской живописи XVII - XVIII веков: 19 залов, более 200 картин, калейдоскоп сюжетов, фактов, смыслов. Всего этого вполне хватило бы на отдельный музей.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Новая постоянная экспозиция заняла те залы на третьем этаже Зимнего дворца, где до переезда в Главный штаб были представлены коллекции импрессионистов и постимпрессионистов. Место непростое, с аурой, историей. Как рассказывает Сергей Андросов, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства, в музее рассматривали несколько вариантов заполнения опустевшего пространства. В результате решили показать живопись XVII – XVIII веков – этот период меньше других представлен на основной экспозиции. Особенно это касается немецкой и итальянской школ. Именно на них сделан акцент в Запасной галерее.
Но гений этого места поощряет и эксперименты. Потому при составлении программы новой экспозиции кураторы смогли отойти от традиционных схем. Она выстроена не по хронологии и географии, а по жанрам. Отдельные залы посвящены натюрморту, пейзажу, портрету... Отдельно представлены последователи Караваджо и Рубенса, представители неоклассического стиля. При этом общее впечатление очень спокойное. Развеска, над которой работали долго и вдумчиво, проста, даже консервативна. В конце концов,
Эрмитаж – оплот традиций, и самые смелые новшества здесь уравновешивают классикой.
Красной нитью протянута по галерее история создания эрмитажной коллекции живописи. Посетителей встречают портреты императоров (живописные и скульптурные), внесших самый большой вклад в ее формирование (Петра I и Екатерины II, Александра I и Николая I). Здесь можно узнать много интересного об их собирательской деятельности, чтобы потом отыскать в залах картины, приобретенные или заказанные монархами. Например, «Чудо апостола Павла на острове Мальта» кисти Давида Тенирса-старшего и «Дочь Иеффая» Петера ван Линта, попавшие в Россию еще при Петре Великом. «Это интересно, потому что по большей части живописная коллекция Петра I находится в Петергофе, – объясняет Сергей Андросов. – У нас хранятся только отдельные вещи. Самая знаменитая из них «Прощание Давида с Ионафаном» работы Рембрандта, которую можно увидеть на втором этаже. Но есть и другие, о которых мало кто помнит».
Михаил Пиотровский не раз говорил о том, что музей делает не просто красивые, но и «умные» выставки, провоцирующие посетителей на размышление, поиски дополнительной информации. Запасная галерея именно такая. Здесь мало очевидных шедевров, но все экспонаты тщательно отобраны так, чтобы вступать в диалоги друг с другом, радовать знатоков необычными сюжетами, представлять знакомые имена и школы в новом ракурсе. Это непростая история. Она ориентирована скорее на тех, кто хорошо знаком с основной экспозицией Эрмитажа, чем на зашедших в музей впервые. Она позволяет расширить свои представления о западноевропейской живописи XVII – XVIII столетий, но для этого необходим запас базовых знаний.
Впрочем, возможны варианты. Галерею необязательно осматривать полностью, предусмотрен и сокращенный маршрут. Расставлены акценты, ибо изучить за одно посещение все религиозные композиции, портреты, пейзажи, галантные и бытовые сценки, городские виды невозможно. Выбирать придется в любом случае, следуя собственному вкусу или подсказкам кураторов. Вот несколько рекомендаций от Сергея Андросова.
В одном из первых залов можно полюбоваться огромным рисунком голландского живописца и рисовальщика Хендрика Голциуса. До сих пор его редко показывали, потому как свет графике вреден, но здесь удалось создать подходящую атмосферу (освещение приглушено). Композиция называется «Вакх, Венера и Церера». Вакх и Церера согревают Венеру, не дают ей замерзнуть (понимай так – любовь без вина и пищи не разгорится). Сергей Андросов полагает, что на листе изображен и заказчик этого шедевра – король Германии, Богемии и Венгрии, император Священной Римской империи Рудольф II. Страстный коллекционер, покровитель художников, математиков, астрономов и даже алхимиков. В Эрмитаже хранятся астрономические часы со звездным и земным глобусами, исполненные по его заказу и отправленные в далекую Россию в подарок царю Ивану Грозному.
Еще один яркий акцент – три картины неаполитанского мастера Луки Джордано («Триумф Галатеи», «Суд Париса», «Похищение Европы»). Прежде они украшали потолок фойе Эрмитажного театра, но сейчас там представлены копии. Оригиналы были отреставрированы, из-за больших размеров их долгое время не выставляли – не было подходящего пространства. Теперь оно нашлось.
Сергей Андросов рассказывает, что написаны эти полотна были не для украшения плафона, а для картинной галереи. Так что именно нынешнее местоположение позволяет оценить их во всей полноте.
Лука Джордано был весьма плодовитым художником, славился тем, что работал с невероятной быстротой, много путешествовал и везде имел заказы. В Эрмитаже хранится замечательная коллекция его работ, часть которых можно увидеть в Большом итальянском просвете. А в Запасной галерее рядом с тремя композициями на античные сюжеты представлена еще одна картина – «Самоубийство Катона». Она очень сильно отличается по манере исполнения, цветовому решению (это гораздо более строгая живопись). Трудно поверить, что ее писал тот же мастер. Сергей Олегович объясняет, что Лука Джордано действительно умел быть очень разным и иногда даже сознательно имитировал других художников.
Несколько залов отведены портретам и автопортретам, многие из которых до сих пор не показывали широкой публике. Среди них работы Антона Рафаэля Менгса, Ангелики Кауфман, Мари Виже Лебрен, Жана Лорана Монье и других живописцев. Внимание привлекает большой портрет Екатерины Великой работы Пьера Этьена Фальконе, сына знаменитого скульптора (недавно портрет отреставрировали и даже обнаружили на холсте подпись автора). Рядом – «Портрет сэра Роберта Уолпола, графа Орфорда» кисти Жан-Батиста Ванлоо. Это единственный фамильный портрет, который покинул родовой замок Уолполов, когда Екатерина II купила их знаменитую коллекцию. Уже упомянутый «Суд Париса» Луки Джордано происходит из этого же собрания.
Отдельно представлены роскошные парадные портреты европейских монархов из Чесменского дворца – часть галереи, созданной в 1770-х годах. Причем отбирали картины не столько по художественным достоинствам, сколько по степени сохранности. В дальнейшем музей планирует отреставрировать и другие полотна этой серии, и вполне вероятно, что со временем они тоже будут выставлены в Запасной галерее.
Завершают новую экспозицию два зала пейзажа XVIII столетия. Здесь сразу привлекают внимание романтические «пейзажи с руинами» Гюбера Робера и замечательная в своей подробности серия видов Дрездена и Пирны работы Бернардо Белотто. Она была исполнена художником по заказу графа Генриха фон Брюля, коллекцию которого Екатерина II купила для Эрмитажа в 1768 году. В нее же входили «Портрет старика в красном» Рембрандта, «Персей и Андромеда» Рубенса и другие шедевры, занимающие теперь почетное место в основной экспозиции.
И да, разобраться во всех этих исторических хитросплетениях непросто. Но удовольствие, которое самые пытливые из посетителей получат в результате, стоит усилий.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (6946) от 17.06.2021 под заголовком «Эксперимент в классическом стиле».
Комментарии