Элементарные радости
Самое эстетское в истории Берлинале жюри вручило награды самым радикальным и провокационным фильмам об элементарных, на самом деле, радостях. Кинокритик, киноархивист, композитор и продюсер провокационных фильмов (Стефани Захарек, Чемо Прадо, Ручи Сакамото, Адель Романски) явно взяли верх над режиссером и актрисой (Том Тыквер, Сесиль де Франс) - вот как получилось, что главные призы отчасти отданы дебютантам. Фильмы которых, впрочем, далеко не наивны или восторженны, как это часто бывает с первыми работами, но представляют собой художественные кинотрактаты высокого образца.
ФОТО Maurizio Gambaribi DP/ТАСС
«Не трогай меня» румынского режиссера Адилы Пентилие - «Золотой медведь» за лучший фильм. Слухи об этом полудокументальном исследовании проблем тела, возбуждения, подавления, фобий - поражений и побед на ниве «свистящего слова «секс» (набоковская формулировка) - поползли с первых дней фестиваля. В основе повествования - диалог режиссера (она снимает саму себя на экране контроля изображения, и это становится своего рода «четвертой стеной») и главной героини фильма: пятидесятилетней дамы, которую беспокоит собственная нечувствительность и боязнь/неприятие телесных контактов. Далее возникает своего рода документальный пасьянс, который складывается из акций ее потенциальных партнеров. Исходя из драматургии их, скорее, можно назвать, психо-секс-тренерами. Режиссер насупленно (беда, что в фильме совсем нет иронии) наблюдает за происходящим, но - надо отдать должное - не отступает перед своей задачей анализировать и деконструировать границы телесного опыта. Среди героев - Хенрик со спинально-мышечной атрофией (заметим, он дает фору прочим персонажам как в деле альковных радостей, так и здравого смысла), Томас с очаговой алопецией (дистрофия волосяного покрова). Режиссер стоит на позиции принципиально открытого взгляда на физиологию и психологию человека, отвергая поверхностные и в общем-то действительно погрязшие в лицемерии понятия о «красивом — некрасивом», «здоровом — нездоровом», «свободном — несвободном», не говоря о «геноцидного рода» практике журналов моды. Получая берлинского «Золотого медведя», Адила Пентилие сказала, что награда для нее совершенно неожиданна. Она, конечно, лукавила. Очевидно, что с такими здоровыми революционными амбициями ее победные фестивальные шествия берут быстрый старт.
«Серебряный медведь» за «Открытие новых перспектив» отдан, как ни странно, традиционной в своем безукоризненном психологизме печальной клоунаде бытия - «Наследницы» парагвайца Марчелло Мартинесси; и это тоже дебют. Две дамы прожили вместе три десятилетия в любви и относительном согласии, и вот их настигло разорение: фамильные ценности уходят с молотка. Чикита - та, кто всю жизнь отвечала за практическую сторону вопросов, оказывается в тюрьме. Чела, наслаждавшаяся прекрасно организованным живописным орнаментом рутины, вынуждена делать первые в жизни самостоятельные шаги, которые превращаются в кавалькаду праздных гэгов и романтических экспериментов. Актриса, исполнившая главную роль, Анна Брюн, тоже получила награду.
«Серебряный медведь» и «Гран-при» жюри отправился к польке Малгожате Шумовской и ее фильму «Рожа». Социальная саркастическая трагедия-буфф, в которой режиссер историей про трансплантацию лица (герой попал в аварию, после операции он полностью неузнаваем) одним махом иронизирует над католицизмом, фанатизмом, консюмеризмом и культурной ограниченностью всех мастей.
«Наш мир - это одна большая коробка с детскими игрушками», - сказал Уэс Андерсон, чей мультфильм «Остров собак» получил награду за лучшую режиссуру. И совершенно заслуженно - он сверкал остроумием и выдумками, сюда же «упакованы» темы экологии и антидеспотизма. Все вместе - элементарное удовольствие от кино, о чем не забыло жюри. Икона комедии Билл Мюррей (озвучивал одного из четвероногих персонажей) получал приз за режиссера и отметил: «Вот уж никогда не думал, что на съемочной площадке сыграю собаку, а домой вернусь под ручку с медведем...».
Художник-постановщик картины «Довлатов» Елена Окопная получила «Серебряного медведя» за выдающийся художественный вклад в фильм.
Комментарии