Екатерининский корпус в «Петергофе» открылся для посетителей
В «Петергофе» распахнул двери для посетителей самый большой парадный дворец Нижнего парка – Екатерининский корпус. Два года он был закрыт на реставрацию. Празднику не помешал даже дождь, обещанный по прогнозу. Он опоздал на церемонию открытия.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Дворец для торжественных приемов, обедов и балов при Елизавете Петровне построил Растрелли. В примыкавшем к нему деревянном флигеле размещались жилые покои. Отсюда супруга Петра III тайно отправилась в Петербург, чтобы в результате дворцового переворота стать императрицей Екатериной II. В память об этом событии дворец и получил свое нынешнее имя.
Кваренги на вкус Екатерины переделал интерьеры в классическом стиле. В оформлении комнат он использовал лепку и однотонную окраску стен, отразившуюся в их названиях: Желтый зал, Зеленая приемная, Синяя гостиная. При императоре Александре I в залах появились гризайльные росписи в стиле ампир. Тогда же во дворце обновили меблировку, в парадной анфиладе повесили зеркала с резьбой и позолотой.
С 1928 года до начала войны в Екатерининском корпусе размещалась музейная экспозиция эпохи Екатерины II и Александра I. Во время войны каменный корпус сильно пострадал, деревянный флигель сгорел. К счастью, значительную часть коллекции успели эвакуировать.
После войны дворец не попал в число первоочередных на реставрацию. Его накрыли крышей, покрасили фасад и оставили ждать. Реставраторы вошли в здание только в 1980-е годы. С тех пор минуло 35 лет.
– Комплексная реставрация Екатерининскому корпусу была необходима, – рассказывает хранитель предметов музея Ольга Холоднова. – У здания не было гидроизоляции. Вода поднималась по стенам, появлялись сырость, плесень и грибок. Гидроизоляция выполнялась по старинной технологии – устройству «глиняного замка»: голубая глина утрамбовывалась в траншею. Протекавшую кровлю заменили, утеплили чердак. Из-за влаги в плохом состоянии были полы. Паркеты пришлось снять. Они были не из тех пород дерева, что при Растрелли. Он использовал дуб, дуб мореный и тик. Теперь дерево и рисунок паркета соответствуют историческим.
Не обошлось и без открытий. В процессе реставрации крыльца, выходящего в Монплезирский сад, был обнаружен цвет фасадов, задуманный Растрелли, – теплый, песочный. Так теперь окрашен дворец. При демонтаже капителей реставраторы нашли полустертую надпись «1754». Теперь известна дата, когда Растрелли установил их на фасад.
Обновились и интерьеры: расчищены лепка, изразцовые печи и камины, отреставрирована декоративная роспись. Краски для стен, уточненные в архивных источниках, подбирались и смешивались вручную.
В девяти исторических залах здания-памятника представлена коллекция почти три тысячи экспонатов: живопись, мебель, костюмы, часы, подсвечники, скульптура... Особая гордость собрания – представленный на столах в Желтом зале парадный Гурьевский сервиз, изготовленный на Императорском фарфоровом заводе. Он насчитывает 5000 предметов и использовался в особо торжественных случаях.
В дополнение к коллекции декоративно-прикладного искусства и живописи конца XVIII – первой трети XIX века обновлены витрины с экспонатами времен Екатерины Великой.
О первой владелице дворца – императрице Елизавете Петровне напоминает интерьер подогревальни. Императоры и императрицы любили еду горячую, а готовилась она на кухне соседнего Банного корпуса. Блюда приносили и разогревали в подогревальне, где были установлены два духовых шкафа и плита с 12 конфорками, изготовленные по эскизу Растрелли.
В Екатерининском корпусе появились и нововведения. Теперь он оборудован пандусами для маломобильных посетителей. В каждом зале появились аннотации, выполненные шрифтом Брайля. Во входной группе для тактильного восприятия размещены фрагменты изразцов и гипсового декора, а также рельефные изображения картин из фондов ГМЗ «Петергоф».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 94 (6932) от 27.05.2021 под заголовком «Плиту с конфорками нарисовал Растрелли».
Комментарии