Ефим Каменецкий отмечает 85-летие

Сегодня народному артисту России Ефиму Каменецкому исполняется 85 лет.

Ефим Каменецкий отмечает 85-летие | ФОТО предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

ФОТО предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

Есть актеры, которые страдают, входя в зрелый возраст (группу риска, как мы недавно узнали), они чувствуют себя забытыми, обделенными ролями. Ефим Каменецкий совершенно из другого теста. С годами он только набирает востребованность, к ней не очень-то и стремясь. В Театре им. В. Ф. Комиссаржевской, где он служит более тридцати лет, режиссеры жаждут его видеть чуть не в каждой премьере. Даже маленькая роль, как, скажем, в «Безымянной звезде» или «Мизантропе», привносит в спектакль особую ноту. А если спектакль на Каменецком держится – как «Бесконечный апрель» (на снимке – сцена из спектакля), то актер в нем незаменим и неповторим.

Считается, что театр – молодое дело. Но оказывается, что без возрастных актеров никак не обойтись. И жизненный, и творческий опыт (по формуле: «мои года – мое богатство») необходимы сцене так же, как юношеская энергия и кураж. Умный режиссер всегда направит эти встречные потоки на благо театра. А для Каменецкого таковые находятся и в своем театре, и в других, куда его неизменно приглашают. В свое время Кирилл Лавров позвал артиста в очень дорогой для него спектакль «Перед заходом солнца», и ввод на небольшую, но очень важную роль стал памятным для БДТ, в чем можно убедиться, посмотрев видеоверсию на сайте театра.

Один из лучших спектаклей прошлого сезона «Гекатомба. Блокадный дневник» режиссера Яны Туминой (Театр на Литейном) в буквальном смысле опирается на талант и мудрость Каменецкого. От имени его героя, архитектора Льва Ильина, идет рассказ. Даже в те дни, когда по нездоровью артист не мог выйти на сцену, его голос звучал в записи. Как голос человека, пережившего войну, как голос поколения, много познавшего и многострадального.

Голосом Ефима Александровича Каменецкого озвучены и другие страницы российской истории. На студии звукозаписи он полностью, от корки до корки, прочел роман Льва Толстого «Война и мир», став единственным исполнителем всех «ролей» – от роли автора до Наполеона, от Наташи Ростовой до капитана Тушина. Уникальная запись вошла в золотой фонд аудиобиблиотеки русской классики.

Кстати, именно как знаток отечественной словесности (по образованию он филолог) артист больше всего пригодился питерскому театру. Впервые он удивил театралов неожиданным и глубоким решением роли Порфирия Петровича в одном из лучших спектаклей И. П. Владимирова «Преступление и наказание» (Театр им. Ленсовета, 1971 г.). Прошло почти полвека, а артист продолжает удивлять и радовать, чему зрелый возраст вовсе не помеха.

#культура #день рождения #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (6727) от 27.07.2020 под заголовком «Своим голосом от лица поколения».


Комментарии