Джаз в белую ночь. Давид Голощекин – о возрасте и сложной музыке

Самый известный джазмен Петербурга сегодня отмечает 75-летие. Народный артист России Давид Голощекин полон сил и планов, готовится к концертам. Нашему корреспонденту он рассказал об элитарности джаза, о том, почему ему не нравятся современные фестивали, а также дал совет, как простому человеку понять сложную музыку.

Джаз в белую ночь. Давид Голощекин – о возрасте и сложной музыке | ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

- Давид Семенович, как думаете, 75 лет - это много или мало?

- Думаю, любой человек, который достиг подобного возраста, ответит: «Это много!». Я присоединюсь: это достаточно много.

- Но вы активно выступаете! Даже в свой юбилей дадите концерт, а 11 июня выступите на сцене Театра эстрады. Что дает вам энергию?

- Мною движет какая-то сила, которая присуща любому музыканту и которую невозможно остановить. Джазовый музыкант Стефан Граппелли после 80 выходил на сцену, садился на стульчик и играл на скрипке. Думаю, что, пока человек может играть и руки позволяют, надо делать. Не представляю, что я бы вдруг ушел на пенсию и перестал бы заниматься тем, чем занимаюсь всю жизнь.

- Все мы знаем, что джаз - ваша жизнь. Но не все могут понять эту сложную музыку. Дайте совет для простого человека.

- Лучше спросить: как простому человеку понять серьезное искусство? Это вопрос вкуса, интеллекта, вопрос воспитания и образования человека. Потому что высокое и серьезное искусство - а джаз относится к такому, - конечно, доступно не каждому.

Джаз не такое уж сложное искусство, если серьезно говорить. Я спросил однажды музыканта: «Почему одни люди джаз воспринимают и любят, а другие совершенно к нему равнодушны?». Он мне сказал: «У одних уши открыты, а у других - закрыты». Гениальный ответ!

- Каким вы видите сейчас своего слушателя?

- Если говорить о нашей стране и о том обществе, в котором я вырос, то джаз - это музыка 60 - 70-летних людей. Поэтому я и руковожу филармонией, а не джаз-клубом, чтобы открывать это искусство для будущих поколений, то есть для молодых людей в возрасте от 20 до 40 лет. И на концертах чаще всего держу в уме не многочисленных поклонников, которые заполняют зал, а тех, кто впервые столкнется с джазом в моем исполнении. Ведь этот жанр сейчас мало представлен в СМИ, в других областях.

- А как же недавний оскароносный фильм «Ла-Ла-Лэнд», в котором лейтмотивом идет тема джаза...

- Мне не понравился этот фильм совершенно. В нем нет никакого джаза, он очень отдаленно связан с этой темой, кроме того, что главный герой - музыкант. Есть множество других хороших фильмов, в которых джаз представлен более широко.

- Но есть многочисленные фестивали: «Усадьба Jazz», «Петроджаз», «Свинг белой ночи». Как вы к ним относитесь?

- В нашем городе главным фестивалем является «Свинг белой ночи», который известен на весь мир и вызывает уважение у джазовых музыкантов. К остальным у меня большие вопросы, потому что у нас слово «джаз» употребляется не к месту.

Например, фестиваль «Усадьба Jazz» никакого отношения к джазу не имеет давным-давно, хотя я дважды в нем участвовал. Это какая-то музыкальная ярмарка, потому как не может на фестивале выступать группа «Ногу свело», а рядом я. Там представлены разные жанры: поп-музыка, рок-музыка, джаза от силы 10%.

Фестиваль «Петроджаз» немножко ближе, потому что там есть джазовые танцы, привлекаются музыканты современных направлений и в то же время молодые и неизвестные, которые набирают силу.

Есть еще фестиваль Игоря Бутмана, моего ученика, который приезжает с программой «Триумф джаза» и привозит разных музыкантов. И часто публика уходит с концерта прямо во время выступления, а потом меня спрашивают: «Как вы относитесь к этому?». Я думаю, что правильно уходят, потому что люди хотят услышать именно джаз, а не музыку других жанров и стилей.

- А в мире такие же проблемы?

- Да, я часто бываю на фестивалях и вижу, что происходит. В Европе, во Франции, например, джаз в чистом виде представлен на 15 - 20%, а остальное заменяется этно-джазом, экспериментальной музыкой, которая лишена элементов, присущих джазу. Все потому, что европейцы привлекают больше элементов европейской музыки, противопоставляя себя корням джаза, который родился в негритянском сообществе. Но тогда теряется весь смысл жанра, который называется «джазом».

- Как думаете, в чем проблема?

- Думаю, в том, что продюсеры и менеджеры пытаются делать деньги из слова «джаз». И стремятся, чтобы было представлено то, чего еще никто не слышал. Происходят обман и подмена понятий. Поколение молодых людей, которое сталкивается с подобной «джазовой музыкой», находится в заблуждении и не имеет правильного представления об этом жанре.

- То есть джаз еще не скоро сможет собрать «Газпром-арену»?

- Могу точно сказать - никогда. Джазовый концерт ни у нас, ни в Америке, ни в какой другой стране никогда не соберет условную «Газпром-арену», потому что это элитарная музыка. Сегодня джаз даже не заполнит БКЗ «Октябрьский». Только если бы с того света вернулись Луи Армстронг, Элла Фицджералд, Дюк Эллингтон, можно было бы надеяться. Но подобного уровня музыкантов в сегодняшней истории нет.

Скорее Шнуров соберет эту арену еще раз, потому что многие люди почему-то хотят слышать мат вместо замечательных слов и мелодий. Но это уже вопрос нравственности современной публики. А настоящее искусство не площадное, оно требует более интимной атмосферы и приближения к исполнителю. Сами понимаете, сидеть на стадионе и видеть исполнителя на расстоянии 300 - 400 метров от себя, слушать его голос через динамики - это самообман.

Подготовил Михаил САДЧИКОВ-младший

Читайте также о подробности праздника «Алые паруса».

#джаз #музыка #Голощекин

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (6456) от 10.06.2019 под заголовком «Джаз в белую ночь».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...