Дворец за Парнасом. Петербуржцев приглашают на экскурсию по Шуваловской усадьбе

На воротах усадебного комплекса в Шуваловском парке несколько табличек. Одна, довольно старая, - «Территория охраняется служебными собаками». И две новые: одна - про аренду помещений, другая - о проводимых здесь экскурсиях.

Дворец за Парнасом. Петербуржцев приглашают на экскурсию по Шуваловской усадьбе | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В этой разноголосице, пожалуй, вся нынешняя жизнь Всероссийского научно-исследовательского института токов высокой частоты им. В. П. Вологдина, который занимает усадьбу уже больше семидесяти лет, с 1948 года. Режимный объект за оградой неизменно вызывает жгучий интерес у тех, кто гуляет в этих местах.

- Многим вокруг кажется, что закрытая территория института, куда никого не пускают, - недружелюбное пространство. Очень хочется сломать этот стереотип, - говорит хранитель институтского музея Виктория Демидова. - Сюда можно без особого труда прийти на экскурсии. В будни - по предварительной заявке, в выходные - без всякой записи: надо просто подойти в определенное время к проходной института. Когда именно - можно узнать в социальных сетях в группе «Шуваловский парк. Прогулки».

Теперь эти экскурсии будут включать и посещение Большого дворца, поскольку в его стенах открылись две выставки. На одной из них представлены акварели современного художника-реставратора монументальной живописи Государственного Эрмитажа Марии Жервэ. На них запечатлены самые разные виды Шуваловского парка.

- Это работы последних трех-четырех лет, - рассказала художница. - Для меня это «домашний» парк, он расположен рядом с тем местом, где я живу всю жизнь. Тут можно и с детьми погулять, и природой полюбоваться, и грибы пособирать. Теперь еще и на пленэр сходить. Из окон моей квартиры на улице Хошимина я в любое время года с удовольствием смотрю на вершину горы Парнас - то ярко освещенную солнцем, то покрытую снегом. А мое любимое место в парке - это деревянная дача архитектора Месмахера. К сожалению, она разрушается. Так хочется, чтобы ее спасли...

Предполагается, что в зале Большого дворца, где открылась выставка, будут и дальше представлять свои работы мастера, влюбленные в эти места. Тем более что в последние годы Шуваловскому парку катастрофически не хватает именно любви, точнее - бережного отношения.

- Парк испытывает мощную нагрузку из-за разрастающегося по соседству нового жилого района у станции метро «Парнас». Увы, немалая часть новоселов воспринимают эту зеленую зону просто как место для пикников и шашлыков. И совершенно не задумываются, что это памятник ландшафтной архитектуры. Пусть они заглянут во дворец и узнают о его истории - может быть, тогда их отношение изменится? - рассуждает Демидова.

А рассказать действительно есть о чем. До революции - аристократическая усадьба графов Шуваловых, потом - дом отдыха Союза пищевиков. Любопытный эпизод связан с пребыванием здесь артистов Театра Всеволода Мейерхольда в начале 1930-х годов, прибывшего в Ленинград на гастроли. По этому случаю пианист и композитор Валериан Богданов-Березовский сочинил стихотворную комедию «Разоблаченный Дон Жуан», которая так никогда и не была поставлена.

Во время войны в Большом дворце находилась оперативная группа штаба Ленинградского фронта. В подвале до сих пор остались следы того времени - линии спецсвязи.

Нередко в адрес института звучит упрек: мол, это именно он довел парк до запустения.

- Ничего подобного! - восклицает Виктория Демидова. И это красноречиво доказывает еще одна выставка, открывшаяся во дворце. Она рассказывает о масштабной реставрации парка, которую проводил институт в 1960-х и 1970-х годах.

Ей предшествовала огромная подготовительная работа. Во-первых, научно-исследовательская. На выставке можно увидеть рукописи сотрудника института Николая Штакельберга - первого историка Шуваловской усадьбы. Во-вторых, была проведена масштабная инвентаризация всех зеленых насаждений парка, которая заняла десять томов. Было учтено каждое дерево, каждый куст.

1-2Шуваловский2_С.jpg

На основании этих документов был разработан проект реставрации, автором которого стала признанный авторитет ландшафтной архитектуры Инна Боговая. Работы проводились в 1970-х годах, причем они были кардинальные. Были восстановлены террасы самой высокой точки парка - горы Парнас.

Именно тогда отреставрировали и знаменитую «римскую скамью», на которой любил отдыхать Александр Блок. На снимках начала 1960-х годов видно, что она наполовину разрушена. На фото конца 1970-х годов - в идеальном состоянии. Увы, сейчас она снова требует реставрации...

Дворец сегодня кажется пустынным и как будто безжизненным. Как позже сказал мне исполнительный директор института Юрий Селиков, «в советское время у нас было шестьсот сотрудников, жизнь кипела. Теперь - всего тридцать шесть».

Уже достаточно давно идут разговоры о том, что институт может покинуть исторические стены усадьбы, которая является памятником архитектуры и садово-паркового искусства федерального значения, включенным в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. На реставрацию построек усадьбы, по самым скромным расчетам, потребуется как минимум миллиард рублей.

По словам председателя КГИОП Сергея Макарова, охранное ведомство ведет переговоры с корпорацией «Ростех», в которую входит институт, обсуждались варианты использования зданий. Пока компания не готова вкладывать сюда деньги.

Сам Макаров, как он признался, здесь впервые и на первый взгляд состояние Большого дворца считает достаточно удовлетворительным. Куда хуже положение дачи Месмахера. Она как непрофильный актив института будет выставлена на продажу, но с обременением: ее можно купить только с целью реставрации.

- Пока, к сожалению, мы с институтом общаемся в основном в судах, привлекая его к административной ответственности за ненадлежащее содержание объекта культурного наследия. Если бы штрафы, в общей сложности превышающие уже миллион рублей, пошли на сохранение объектов в парке - было бы гораздо больше пользы, - считает Макаров.

Что касается самого Шуваловского парка - территории за пределами ограды института, то он уже третий год как передан садово-парковому хозяйству Выборгского района. Вместе с их сотрудниками уход за парком продолжает осуществлять бригада, работу которой на общественных началах организует общественный совет по сохранению Шуваловского парка.

Весной нынешнего года наконец-то была закончена работа по санитарной очистке парка. Труднее всего приводить в порядок территорию возле прудов после выходных: отдыхающие почему-то не считают зазорным оставлять после себя горы мусора...

#экскурсия #прогулки по городу #история #усадьба

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (6540) от 07.10.2019 под заголовком «Дворец за Парнасом».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?