Дорога повседневной жизни. О чем рассказывает фильм «Далекие близкие» Ивана Соснина?

Молодой режиссер Иван Соснин уже успел завоевать симпатии любителей отечественного кино своим предыдущим фильмом «Иваново счастье». В нем он собрал истории о согражданах, проживающих в разных уголках нашей Родины. А в новой картине «Далекие близкие» он решил познакомить друг с другом персонажей, разделенных расстоянием в несколько тысяч километров.

Дорога повседневной жизни. О чем рассказывает фильм «Далекие близкие» Ивана Соснина? | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Сюжет закручивается в одной из хабаровских школ вокруг стареющего учителя географии Бориса Петровича (Евгений Сытый, это одна из последних ролей актера). Над ним смеются ученики, его еле выносят коллеги. А он… выращивает овощи в собственной теплице, чем и пытается спастись от одиночества. Жену похоронил, с сыном Михаилом (Филипп Авдеев) общается от случая к случаю. Но день рождения — как раз такой случай, и географ получает от сына в подарок смартфон, который и пытается освоить.

Из этих забавных попыток возникает водевильная ситуация, которая, впрочем, вызывает не насмешку, а улыбку сочувствия: в социальной сети географ познакомился с москвичкой Надеждой (Елена Яковлева), которая, так же как и Борис Петрович, увлечена огородничеством. Общее хобби сближает, и наш учитель начинает испытывать симпатию к далекой от него, но такой близкой по интересам знакомой. В результате жизнь героя меняется самым невероятным образом: он похвастал собеседнице громадным овощем, выращенным своими усилиями, и обещал, как настоящий мужчина, доставить сей шедевр непосредственно в Подмосковье.

Таков фабульный старт картины, которая поначалу напоминает комедию о чудаке, находящемся не в ладах с окружающими людьми, и прежде всего с собственным сыном. Но дальше вступает в дело воля автора фильма (Иван Соснин сам сочинил сценарий), который отправляет отца и сына на автофургоне в поездку через всю страну: с Дальнего Востока — в столицу.

Сметливый зритель с ходу назовет несколько известных фильмов, в том числе отечественных, где присутствует аналогичная сюжетная конструкция: странствие отца и сына на долгие расстояния с помощью автотранспортного средства. И для самого режиссера поездка героев из края в край не новое слово в творчестве. В предыдущем его фильме об Иванах главный рассказчик также пересекал Россию, хотя и в плацкартном вагоне.

Поезд из Москвы на Дальний Восток появится и в нынешнем фильме. Но уже после того, как Борис Петрович доберется вместе с сыном до Москвы. А по дороге им суждено пережить немало ситуаций, смешных и нелепых, и встретить очень разных людей.

Пересказывать дорожные встречи и приключения отца и сына — все равно что пересказывать новеллы из «Тысячи и одной ночи». Здесь есть все, чтобы зрители что‑то поняли про жизнь в огромной стране. Эта жизнь, оказывается, есть и там, где нет бандитов и жриц любви, олигархов и чиновников-коррупционеров и вовсе отсутствуют особняки и элитная недвижимость. То есть в фильме, к счастью, нет того, что так привлекало многих кинематографистов в последние годы. И так надоело зрителям…

Перед нами в фильме разворачивается дорога повседневной жизни: время движется вперед, скрадывая пространство и физическое, и психологическое, которое так мешает нам временами узнать и понять друг друга. Здесь дорога нам в помощь. Потому что любой путь — это, с одной стороны, некое испытание, а с другой — возможность узнать что‑то новое о самом себе и о тех, кто находится с тобою рядом либо по праву родства, либо по велению случая.

В простой истории с хорошими актерами нет ни многозначительных пауз, ни изощренного монтажа, ни бьющих в глаза деталей. В безыскусности образного строя фильма проявляются присущие режиссуре Ивана ­Соснина сдержанная теплота и доверие к людям. Их поведению он в иных случаях готов скорее удивиться, чем устрашиться. Персонажи смотрятся в кадре вполне органично на фоне бесконечных красот российских просторов.

Дорога не только проверяет всех, но и может изменить характер любого, кто рискнет отправиться в путь. Есть время отвлечься от привычной суетной жизни и поразмышлять. Паузы для раздумий, конечно, можно организовать и не отправляясь за тридевять земель. Но такова уж национальная традиция необъятной страны: кажется, что в дороге нам лучше думается. Как поет одна популярная группа: «Дорога, дорога, ты знаешь так много о жизни такой не простой». И эта дорога может открыть нам не только какие‑то истины и смыслы, но еще, как мы увидели в фильме «Далекие близкие», превращает далеких «человеков» в близких и дорогих друг для друга людей.

#фильм #кино #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (7269) от 05.10.2022 под заголовком ««Дорога, дорога, ты знаешь так много»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?