Дом Брюллова не торопятся реставрировать под музей исламской культуры

Петербургскому музею исламской культуры всего-то полтора года – детсадовский возраст. И известен он пока не широкой публике, а лишь коллегам-тюркологам, религиоведам, историкам культуры. Сколь быстрым было решение о создании музея, настолько же, похоже, долгим будет путь до момента физического открытия его дверей для посетителей. Выделенное городом здание – Дом Брюллова на Кадетской линии, 21, – по-прежнему в полуразрушенном состоянии, реставрационные работы там еще не начались.

Дом Брюллова не торопятся реставрировать под музей исламской культуры | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Но это не значит, что артефакты юного музея все годы ремонта будут храниться в шкафах, а интересующиеся историей исламской культуры граждане – томиться в неведении. Помимо активно развивающегося собственного сайта музейщики ищут и другие форматы, другие возможности показать свои сокровища миру.

Например, очень скоро некоторые его коллекции будут представлены на платформе проекта «Музей без границ» (Museum With No Frontiers, MWNF) – самого большого онлайн-музея, в работе которого участвуют галереи 29 стран Европы и исламского мира.

«Музей без границ» – международная некоммерческая организация, создавшая платформу, позволяющую каждому участнику вносить свой вклад в общую презентацию истории и культуры, сохраняя при этом собственные видение и приоритеты. Виртуальный музей MWNF был открыт в 2005 году и стал одной из самых активных глобальных культурных сетей.

Первый тематический раздел музея «Откройте для себя исламское искусство» был создан в сотрудничестве с музеями из 27 стран. Великобритания, Германия, страны южного Средиземноморья, Марокко, Сирия, Кувейт – все они получили возможность вместе обсудить общие критерии отбора и подачи материалов, которые представляют исламскую культуру регионов. Тексты раздела доступны на арабском, английском, французском и испанском языках; виртуальных выставок – также на немецком, итальянском, португальском, турецком и шведском. Второй раздел «Откройте для себя искусство барокко» заработал при участии музеев из восьми стран. Раздел «Совместная история. Арабский мир – Европа (1815 – 1918)» – это десять виртуальных выставок, посвященных арабо-османо-европейским отношениям в XIX веке.

В прошлом году в «Музее без границ» появился раздел «Исследуй. Виртуальные путешествия открывают великолепие малоизвестных памятников и достопримечательностей», позволяющий совершать такие путешествия по удивительным и потаенным местам, представленным музеями: экспонаты, архитектурные и археологические памятники 16 государств посетитель видит в их естественной среде. В 11 странах уже запущено 18 выставочных маршрутов, предлагающих в общей сложности 164 тематических направления и представляющих 2070 музеев и археологических памятников, многие из которых до сих пор были известны только специалистам...

О первом партнерском соглашении с этим международным онлайн-проектом в пресс-центре ТАСС на днях сообщил директор Петербургского музея исламской культуры Ефим Резван.

– Мы хотим представить на сайте нашего музея две коллекции, – пояснил он. – Во-первых – владельческие печати (когда человек покупал мусульманскую рукопись, он ставил на ней свою печать специальным кольцом), пришедшие к нам из княжества Ладакх на севере Индии, что неподалеку от Гималаев. Вторая коллекция посвящена нематериальному культурному наследию – самым первым живым записям фольклора. На 16 фонограммах – восемь казахских песен, шесть татарских и два образца узбекской музыки. Будут представлены не просто отреставрированные записи, но и ноты, фотографии музыкальных инструментов и людей, играющих на них. Надеюсь, найдем и видеохронику в Красногорском архиве кинофотодокументов... Этот проект стал возможным благодаря творческому взаимодействию с казахстанскими коллегами. И мы будем первыми, кто представит нематериальное наследие на сайте «Музея без границ», – подчеркнул ученый.

О захватывающей истории поиска, восстановления и расшифровки первых звуковых записей песен акына, сделанных немецким этнографом Рихардом Карутцом в Мангистау в 1905 году, петербургским журналистам рассказал директор национального филиала межгосударственной телерадиокомпании «МИР» в Республике Казахстан Аскар Алимжанов.

– Ефим Анатольевич Резван показал нам восковые валики с копиями первых записей казахской народной музыки, оригиналы мы нашли в Берлинском архиве фонограмм музея этнологии и визуальной антропологии, где нам любезно разрешили их переснять. О том, как разыскивали и расшифровывали эти песни, снят документальный фильм, издан буклет с текстами и нотами. А несколько месяцев назад пришло письмо от студентки из Челябинской области, которая нашла эту коллекцию в Кунсткамере, а потом разыскала потомков людей, подаривших ее музею... Так оживает история, протягиваются связи через века и пространства, – отметил Алимжанов.

Кроме того, в планах музея исламской культуры – виртуально выставить носовые кольца, которые носили (и даже сейчас иногда носят) арабки Узбекистана.

– Как только мы их выложим, на них обязательно обратят внимание наши коллеги из Омана, поскольку такие же носовые украшения носят женщины одной из провинций этой страны, – сказал Ефим Резван. – Возможно, много веков назад арабы пришли в Узбекистан именно оттуда...

По его мнению, «Музей без границ» – невероятно мощный научный инструмент, ведь здесь коллекции разных музеев, и их сотрудники начинают взаимодействовать между собой.

– Мы сможем на этой площадке выставлять свои постоянные коллекции, пока наше здание ремонтируется, какие-то наши выставочные проекты могут уже сейчас зажить своей естественной жизнью, – пояснил директор петербургского музея исламской культуры. – И на нашу выставку могут «прийти» представители 29 стран – коллеги и просто люди, интересующиеся историей культуры. Наука только так и делается – ее нельзя двигать, закрывшись в своей каморке...

Создатель и руководитель проекта «Музей без границ» Ева Шуберт также отметила крепкую кооперацию между партнерами внутри музейной сети.

– Наш онлайн-проект – штука уникальная, – заявила она. – Обычно история пишется с каких-то общих точек зрения, в общем контексте. Исследования локального наследия, с локальными оттенками и под локальным углом зрения – редкость. В основе нашего музея – очень четкая методология и строгие формальные критерии. Именно это держит нас вместе.

В сотрудничестве с петербургским Музеем исламской культуры руководитель международного проекта увидела отличную возможность расширить кооперацию с другими музеями России. Госпожа Шуберт призналась, что очень воодушевлена тем, насколько концептуально первый русский участник проекта MWNF работает над тем, чтобы сделать исламскую культуру в России более видимой.

– Сейчас наша задача – выработать стратегию сотрудничества и общего присутствия на платформе «Музея без границ» вместе с другими исламскими музеями, – пояснила Ева Шуберт. – Есть идея – вовлечь другие российские музеи (например, сибирские) в наш проект «Галереи». Мы очень надеемся, что сейчас находимся в самом начале сотрудничества с Россией.

#музей #ислам #экспозиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 74 (6912) от 27.04.2021 под заголовком «Шагнули за границы».


Комментарии