Директор железнодорожного Эрмитажа. Владимиру Одинцову исполняется 70 лет

«Железнодорожный Эрмитаж» — так в народе именуют Музей железных дорог России. Он является не только самым большим среди аналогичных музеев в России, но и одним из крупнейших в Европе. Его экспозиция расположена на территории почти 60 тысяч квадратных метров и насчитывает более 28 тысяч единиц. Удивительная по своим масштабам и разнообразию коллекция, интерактивные объекты и мультимедийные инсталляции превращают новый музей в место досуга для всей семьи.

Директор железнодорожного Эрмитажа. Владимиру Одинцову исполняется 70 лет | ФОТО Сергея Грицкова

ФОТО Сергея Грицкова

Для посетителей музей открылся 30 октября 2017 года. И очень скоро получил неофициальный статус «железнодорожного Эрмитажа».

Не слишком ли это пафосно?  — спрашиваю у моего собеседника директора музея Владимира Алексеевича Одинцова.

— Железная дорога давно уже стала частью культуры, и мы стараемся подчеркнуть это с помощью мероприятий, не связанных напрямую с профилем музея. У нас проходят концерты джазовой и классической музыки, выставки фотографий и живописи. В интерьерах нашего музея они получают новое, неожиданное прочтение. Мы стараемся делать все, чтобы экспозиция была интересна людям с самыми разными интеллектуальными и духовными потребностями. Искусство и железные дороги всегда были связаны самым тесным образом. И когда в 1830‑х годах еще только обсуждался вопрос: «Нужны ли России железные дороги?» — самое активное участие в нем принимали деятели искусства. Сторонником железной дороги был Александр Сергеевич Пушкин — это мы знаем из его переписки с князем Владимиром Одоевским. К нам приходят не только любители железных дорог, но и те, для кого по своему смысловому наполнению поход в железнодорожный музей — это такое же событие, как поход, скажем, в Эрмитаж.

Здесь все — от экспонатов до мультимедиа-инсталляций и предметов декора — говорит о национальной идентичности. В первую очередь это, конечно, локомотивы, которые в разное время водили поезда по железным дорогам России. А также панорамная картина Павла Яковлевича Пясецкого «Великий Сибирский путь», которая проецируется на экраны в зале «Стрелки времени». Это как раз и есть маленькая частица Эрмитажа. Оригинал картины хранится в его запасниках. Полотно длиной почти километр, на котором изображено строительство Транссибирской магистрали, в залах Эрмитажа нет возможности выставить, а у нас можно рассмотреть во всех деталях. Это не просто произведение искусства, это бесценный документ эпохи.

История музея — это ведь тоже одна из вех вашей трудовой деятельности. Вы принимали самое активное участие в его создании.

— Как заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам, я курировал сохранность раритетной техники и, безусловно, принимал участие во всех мероприятиях с начала строительства нового музея. Но, конечно, проектирование и строительство нашего грандиозного музейного комплекса было поручено высококлассным профессионалам. Отдельно хочу отметить старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича, начальника Октябрьской железной дороги Владимира Голоскокова, а также главного инженера Октябрьской железной дороги Валерия Танаева. Это современное учреждение (Музей железных дорог России) — наследник Музея Октябрьской железной дороги. Его основателем был тогдашний начальник дороги Владимир Васильевич Чубаров. В 1990 – 1991 годах сотрудники музея приступили к приобретению подвижного состава со всего Советского Союза. На станции Шушары было построено шесть путей, сюда привозили локомотивы и вагоны из Прибалтики, с Урала и Дальнего Востока. Появились и зарубежные экспонаты, в частности, паровоз из Финляндии. За это время на Октябрьской дороге было собрано очень много образцов железнодорожной техники. Паровозы, тепловозы, электровозы, вагоны различного типа. И эти экспонаты перевезли на закрытый Варшавский вокзал. В 2012 году было принято решение о создании нового, «главного железнодорожного», музея страны, выбор пал на Санкт-Петербург — родину российских железных дорог. Сейчас наш музей — один из крупнейших технических музеев мира. Открылся он 30 октября 2017 года, в год 180‑летия российских железных дорог. В этом году мы празднуем пятилетний юбилей и уже получили первый подарок — в начале апреля нас посетил миллионный гость.

Какой самый ценный экспонат? И какой самый последний?

— Вопрос, на который невозможно ответить однозначно. Все экспонаты уникальны, иначе бы они не оказались в нашей коллекции. Каждый сотрудник музея, каждый постоянный посетитель имеет свое мнение на этот счет. Для одного это опытный тепловоз Я. М. Гаккеля Щ-ЭЛ-1, для другого — паровоз С.68, или вагон поезда «Красная стрела», или паровоз СО17-2286. Разные критерии — уникальность или типичность, комплектность или история бытования.

Последний на данный момент экспонат из подвижного состава — электровоз В-12 завода «Савильяно». Этот «итальянец» отработал на Магнитогорском металлургическом комбинате почти 80 лет, после чего дополнил экспозиционный комплекс, рассказывающий о начале электрификации железных дорог в СССР.

Путешествие гостей начинается с камерных залов, посвященных истории зарождения рельсового транспорта. Экспозиция насыщена интерактивными инсталляциями: можно запустить макеты паровых машин Герона, Уатта и Ползунова, понаблюдать, как день сменяет ночь в детализированных макетах Царскосельской железной дороги и конечной точки Транссиба — станции Владивосток. Увидеть костюмы пассажиров и путевых инженеров XIX века. Набрать телеграмму в компании скульптуры девушки-машинистки и «пролистать» документы на сенсорном столе голографического министра путей сообщения князя Хилкова.

По какому принципу создаются экспозиции?

— В основе лежит хронологический принцип, ведущий гостя от зарождения железных дорог к будущему отрасли. В нашем музее вы видите всю цепочку развития техники, ощущаете, как постепенно человечеству покорялись пространство и время…

В музее проходит много культурных мероприятий. По какому принципу их планируете?

— Мы активно участвуем в общероссийских и общегородских мероприятиях, проводим тематические выходные, готовим эксклюзивные программы к важным датам.

Например, в масштабном музейном проекте «Детские дни» в 2022 году музею одобрили три из трех возможных заявок. В результате за неделю фестиваля музей принял более 300 детей и их родителей. Тематические выходные с насыщенной программой к Дню защитника Отечества, Международному женскому дню и, конечно же, к Дню Победы — 9 Мая. В этом году празднование Дня Победы в нашем музее было посвящено истории городов-героев, расположенных в России.

В акции «Ночь музеев» мы неизменно становимся одной из самых привлекательных для гостей площадок. Наши мероприятия показывают, как история отрасли влияла на исторический и культурный контекст.

Романтика железных дорог — это вид из окна поезда, скорость, звон подстаканников или..?

— К этому списку я бы обязательно добавил посещение Музея железных дорог России! После визита к нам у большинства посетителей появляется большое желание отправиться в путешествие по железным дорогам снова и снова. Некоторые даже хотят стать настоящими железнодорожниками.

Приближается первый юбилей этого замечательного хранилища. Как готовится команда и что новенького появится?

— Конечно, к юбилею мы готовимся. В феврале подвели итоги «народного» голосования на лучший проект памятника Михаилу Хилкову!

Победителями стали проекты скульпторов Александра Таратынова, Михаила Дронова, Павла Игнатьева.

Установка памятника станет первым этапом благоустройства пространства между Музеем железных дорог России и Балтийским вокзалом.

Открытие памятника министру путей сообщения Российской империи князю Михаилу Ивановичу Хилкову запланировано на осень этого года и будет приурочено к 5‑летию нашего музея и 185‑летию железных дорог России.

Также готовится специальная праздничная программа, призы и конкурсы для посетителей.

Владимир Алексеевич, у музея юбилей еще далеко, а у вас ведь сегодня. Вы довольны тем, как сложилась ваша судьба?

— Грех жаловаться. После окончания школы поступил в Университет путей сообщения. Замечу: не случайно. Мой дед служил на Николаевской железной дороге главным кондуктором на грузовых поездах. У меня даже сохранился его профсоюзный билет (планирую его передать в музей). После окончания вуза в 1974 году получил специальность «движенец». Начал работать, впрочем, как и многие выпускники тех лет, со станции Ленинград-­Сортировочный-Московский. Потом занимался непосредственно организацией движения. В моей биографии был и обком КПСС, надо отметить, что это была хорошая школа подготовки кадров. Но я понимал: это была временная работа, и при первой возможности вернулся на дорогу.

Что успели сделать в личном плане?

— Построил дом, посадил много деревьев (в каждый День Победы делаем посадки на железнодорожных объектах). И главное, мы с супругой Евгенией Юрьевной вырастили замечательную дочь.

В одном интервью вы сказали: если человек обращается, ему надо помогать. С людьми надо общаться, людей надо любить. Если этого не дано, работать надо с железом. Вы устали от людей и перешли в музей…

— Я не ушел от людей (улыбается). К ним добавилось железо и много чего другого за 185 лет нашей отрасли. И каждый экспонат для меня так же важен. Общение с людьми не уменьшилось, а увеличилось. Если раньше оно происходило в основном с железнодорожниками, то сегодня это люди разных возрастов, профессий и даже веро­исповеданий. Сегодня не время для праздничных застолий, а потому я буду на рабочем месте и с народом.

Поздравление от коллег:

Уважаемый Владимир Алексеевич!

Примите сердечные поздравления с юбилеем, знаменующим покорение очередной жизненной вершины!

Хорошо знаю ваш жизненный путь — пример преданности избранному делу, трудолюбия, неустанного движения вперед и высокого профессионализма. За время работы на Октябрьской железной дороге вы помогли многим работникам магистрали раскрыть и реализовать свой потенциал. Вам есть чем гордиться, потому что вы воспитали большое количество отличных специалистов и ярких личностей.

Сегодня вы возглавляете уникальный и один из крупнейших музеев железных дорог в мире. Благодаря вашим выдающимся деловым и личным качествам музей востребован, формирует уважение к труду железнодорожников, воспитывает патриотические чувства.

Ваш профессиональный опыт, талант руководителя, целеустремленность и ответственность заслужили всеобщее уважение и признание. Уверен, что эти замечательные качества станут гарантией новых побед, достижений и успехов!

От всей души желаю вам неиссякаемой энергии и отличного здоровья на долгие годы, мира и добра вам и вашим близким! Удачи в реализации всех планов и преданных единомышленников!

Антон Петров, начальник дирекции скоростного сообщения

Уважаемый Владимир Алексеевич, от многочисленной армии октябрят, от тех, кто находится в столице нашей родины городе Москве, от имени всех тех, кто имел и имеет честь работать с вами, я хотел бы вас поздравить с юбилеем. В этот замечательный майский день приятно вспомнить те десятилетия, которые мы бок о бок трудились на Октябрьской железной дороге. Ваш путь становления от Ленинград-Сортировочного-Московского и до директора музея — огромен и связан с большим количеством изменений, свершений, инноваций. Вы всегда были в центре событий, руководили огромными коллективами людей. Вы были творцом человеческих душ, работая заместителем начальника ОЖД по кадрам и социальным вопросам. Вы и движенец, вы и локомотивщик. А сегодня в новой должности — историк, хранитель великого наследия железных дорог России.

Владимир Алексеевич, я всегда поражался вашему жизнелюбию, вашему позитивному настроению, желанию во всем участвовать: в спорте, искусстве, театре, в музеях. Вокруг вас всегда кипит жизнь, и это очень здорово. Сохраните все это на долгие годы.

С юбилеем! Здоровья, и чтобы еще много десятилетий наш музей был связан с фамилией Одинцов.

Олег Валинский, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»


#70-летие #день рождения #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 84 (7167) от 13.05.2022 под заголовком «Сегодня директору Музея железных дорог России Владимиру Одинцову исполняется 70 лет».


Комментарии