Диалог с посетителем. Пандемия открыла новые возможности музеев

Лейтмотивом XIX «круглого стола» «Музей и проблемы культурного туризма», состоявшегося недавно в Северной столице, стало обсуждение тенденций развития современного музейного учреждения и практики взаимодействия с теми, кто помогает ему привлекать гостей. При этом итоги 2020 года, когда посетителей в музеях страны стало в разы меньше, вызывают у экспертов противоречивые чувства.

Диалог с посетителем. Пандемия открыла новые возможности музеев | ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

С одной стороны, и сами музеи, и организаторы массового туризма кровно заинтересованы в увеличении посещаемости. Ведь больше гостей – больше денег. Так, по словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, из года в год с помощью реализации билетов, на услугах, организации мероприятий и т. д. музей зарабатывает 25% своего бюджета. А если речь идет о частных музеях, которых в России уже около 400? В 2020-м, когда практически все подобные учреждения в городе и стране были закрыты по 3 – 4 месяца, их касса явно недосчиталась доходов.

С другой стороны, все помнят лето 2019 года, когда в Петербурге зазвучало понятие «сверхтуризм», очереди в наиболее популярные музеи (в частности, в «Царское Село» и Эрмитаж) стали многочасовыми, а на министерском уровне начали всерьез прорабатывать меры по ограничению допуска гостей. Ведь с точки зрения сохранности экспонатов и интерьеров, чем меньше гостей – тем лучше. Толпами не ходят. Ценный паркет не топчут. Очередей не наблюдается. И кое-кто не против продолжения...

Однако если восстановление былых объемов посещения в условиях полного отсутствия иностранцев – дело будущего, то значительное изменение его структуры – объективная реальность. В Эрмитаже, к примеру, в 2020 году реальных посетителей насчитали меньше миллиона. А виртуальных – около 80 миллионов. «Это новый посетитель, готовый к интерактивному диалогу, – считает Михаил Пиотровский. – С ним надо хотеть и уметь работать – нам нужен и новый подход к управлению информацией». При этом он полагает, что с учетом изменения структуры и интересов потенциальных посетителей «необходимо делать больше уникальных программ, которых нет в других музеях».

И такие программы уже появились в условиях пандемии. К примеру, Камиля Байдильдина из музея-заповедника «Царицыно» рассказала о том, как одно из наиболее посещаемых туристами учреждений России начало использовать «бродилку», позволяющую виртуальному посетителю самому исследовать парк. Реальный сотрудник учреждения ходит по нему и в соответствии с пожеланиями виртуальных посетителей приближается и удаляется от объектов, изменяет маршрут и т. д. «Кроме того, мы создали специальную программу «Царицыно» в Minecraft, – сообщила Байдильдина. – И благодаря широкой известности этой компьютерной игры смогли привлечь к посещению музея-заповедника совершенно новую аудиторию – геймеров. Тех, кто раньше о визите к нам, скорее всего, даже не задумывался».

А представитель музея-заповедника «Кижи» Дмитрий Дюгай в качестве примера привел работу с технологией виртуальной реальности, когда VR-фильмы, созданные в чрезвычайно высоком разрешении (до 12К), позволяют посетителю в деталях увидеть то, что он вряд ли сможет наблюдать живьем. «Скажем, северное сияние над Кижским погостом в сентябре. Или вид на любой объект музея сверху», – пояснил эксперт. Его коллеги подтверждают: с помощью инструментов онлайна посетитель может увидеть то, что обычно остается вне показа. Например, слишком маленькие или чересчур большие предметы. Находящиеся в запасниках и на реставрации. Или в состоянии, которое не позволяет их экспонировать.

Тенденция очевидна: по оценке Ирины Сизовой, научного сотрудника Лаборатории экономики культуры из НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, подавляющая часть российских музеев в прошлом году наконец-то решилась на применение новых технологий. «По нашим данным, почти 70% из них стали использовать видеоэкскурсии, а свыше 37% уделили большее внимание присутствию в соцсетях и организации интернет-сайта, – рассказала Сизова. – Кроме того, каждый четвертый музей начал проводить виртуальные выставки, а около 9% – онлайн-туры, вебинары и т. д. И такая работа будет только активизироваться»

Однако в музейной сфере крен заметен не только в сторону цифровизации. Многие эксперты полагают, что «время больших групп, приезжающих на огромных автобусах, прошло». «Растет спрос на индивидуальные и специализированные программы посещения музея, – полагают специалисты. – От стандартных экскурсий надо переходить к созданию конструктора экскурсионных музейных программ, способного гибко реагировать на быстрое изменение интересов новой аудитории».

Подобный опыт тоже есть. В частности, Татьяна Дубовая, заместитель заведующей отделом туризма музея-заповедника «Куликово поле», в качестве примера привела ряд программ разной длительности и наполненности. В их числе поход по историко-экологической тропе по Куликову полю, куда можно отправиться пешком, на бричке или велосипеде. Мастер-классы «История со вкусом», на которых туристы участвуют в приготовлении разных блюд (в том числе XIV века). И даже музейный тур по системе «все включено».

А Богдана Будько, методист петербургского мемориального музея «Разночинный Петербург», рассказала о квесте, сделавшем небольшое учреждение культуры популярным и у взрослых, и у детей. «В ходе этого квеста команду посетителей закрывают в специально созданном экспозиционном пространстве, из которого она должна выбраться за 60 минут, – пояснила она. – По легенде, семья разночинцев исчезла, по неосторожности вызвав призрак Пиковой дамы...»

Большая часть экспертов сегодня уверены, что потенциал российских музеев далеко не использован. Так, директор департамента музеев и внешних связей Минкультуры РФ Александр Воронко полагает, что у идеи создания национальных музейных маршрутов с включением в них музеев всех форм собственности отличные перспективы. «В регионах центрами притяжения туристов зачастую являются как раз музеи, – говорит он. – И в большинстве случаев речь идет не о больших федеральных, а о маленьких, частных, сделанных с душой музеях». По мнению Воронко, выстраивание отношений между ними, посетителями и турбизнесом как раз и является одной из основных целей всей этой системы на ближайшее время.

#музей #пандемия #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 76 (6914) от 29.04.2021 под заголовком «Куда исчезли разночинцы».


Комментарии