Девушка на велосипеде. История необычного плаката Альфонса Мухи
Что может рассказать об исторической эпохе всего один рекламный плакат? На самом деле, очень многое — если знать, на что обращать внимание.
Фрагмент плаката Альфонса Мухи / Фото: Public Domain
Сегодня речь пойдет о рекламном плакате, созданном Альфонсом Мухой, чешским художником и одним из самых ярких представителей стиля модерн. В конце XIX столетия Муха приезжает в Париж, чтобы учиться в лучших художественных школах того времени. Однако вскоре ему приходится отказаться от уроков живописи и зарабатывать на жизнь тем, что считалось совсем неподобающим занятием для настоящего художника.
С 1887 года Муха начинает работать над оформлением рекламных плакатов, ресторанных меню и визиток, а также самых разных потребительских товаров — спичечных коробков, этикеток для бутылок шампанского, упаковок для печенья и т.п. Придя в эту сферу из нужды, Муха неожиданно приобретает огромную популярность — поворотным событием стал заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», поступивший художнику в 1893 году. Работа неизвестного тогда художника настолько впечатлила Сару Бернар, культовую французскую актрису, исполнявшую главную роль в спектакле, что имя Альфонса Мухи за один день стало знаменитым.
Что же отличало его от остальных коммерческих художников? Мухе удавалось не только привлекательно изобразить рекламируемый товар, но и создать притягательный, запоминающийся образ, на который хотелось быть похожим. В рекламных работах он часто изображал девушек с длинными вьющимися волосами — само воплощение молодости, красоты и женственности. Они в больше степени похожи на сказочных нимф, чем на реальных женщин; именно таким — эфемерным и хрупким — и был идеал женской красоты в эпоху модерна.
Этот плакат, созданный около 1897 года, интересен не только тем, что иллюстрирует идеалы «нового стиля». Это реклама производителя велосипедов. И если сегодня нас не удивляет, что девушка рекламирует такое транспортное средство, то на рубеже XIX-XX веков этот плакат мог вызвать настоящий скандал. И компания, и художник, выполнивший заказ, буквально заявляли о своей прогрессивности, ведь девушка на велосипеде — яркий символ женской эмансипации.
Альфонс Муха / Фото: Public Domain
Консервативно настроенное общество выступало категорически против подобных новшеств — катание на велосипеде считалось исключительно мужской прерогативой. Женщина, самостоятельно управляющая транспортным средством, собирала неодобрительные взгляды и возмущенные комментарии, ведь езда на велосипеде лишает женщину грации и просто-напросто выглядит неприлично! Сложно представить, но существовали специальные законы, запрещающие кататься женщинам на велосипеде, а в газетах и медицинских журналах публиковались статьи о том, что это занятие серьезно вредит репродуктивным органам женщины, может вызвать у нее язву и кровотечение. В 1903 году один врач констатировал: «Для женщин велосипед навсегда останется машиной бесплодия».
Но он ошибался. Благодаря велосипеду женщины смогли не только сменить объемные, длинные юбки на удобные брюки, но и передвигаться по улице без сопровождения мужчин. Права оказалась американская правозащитница Сьюзен Энтони, сказав, что «велосипед сделал для эмансипации женщин больше, чем что-либо еще в этом мире».
Комментарии