Девушка из высшего общества и ее мальчики. На телеэкранах состоялась премьера сериала «Елизавета»
На телеэкранах наконец состоялась премьера сериала «Елизавета» режиссера Дмитрия Иосифова — о юных годах будущей российской императрицы Елизаветы Петровны. Это далеко не первое и, скорее всего, не последнее обращение к образу одной из ключевых фигур отечественной истории ХVIII века.
ФОТО Unsplash
Сюжет первого сезона сериала закручен вокруг одного мифа: сценаристы и продюсеры смело предположили, что Петр I перед кончиной успел подписать завещание, в котором указал престолонаследницей свою дочь Елизавету. Этот миф запущен в оборот западными историографами в том же XVIII веке. Никаких доказательств, включая сам текст волеизъявления императора, за эти столетия так и не было обнаружено. Поэтому мы вольны воспринимать сериал исключительно как красивую, энергичную и авантюрную сказку-фантазию на темы отечественной истории.
Но и в таком жанровом допущении удивляет огорчительная недостоверность, пренебрежение деталями и бытом эпохи, странный выбор локаций и их несоответствие времени и месту действия того или иного эпизода. А когда на экране в очередной раз появляется Александр Балуев, изображающий усталого Петра Алексеевича, то становится жаль и актера, и царя. Похоже, что актер устал изображать императора, а император будто и не знает, кому доверить престол. Балуев словно перебрался из сериала Владимира Бортко «Завещание Петра» в нынешнюю телеверсию приключений императора, где повторяются те же сюжеты, включая любовный адюльтер Екатерины (Агриппина Стеклова) и Монса.
Не стану перечислять ляпы, включая постоянные съемки в Ораниенбауме или на берегу Финского залива, не говоря уже про интерьеры особняков, построенных гораздо позже предполагаемого времени действия фильма (в кадре не всплывают даты того или иного события).
Понятно, что в «именном» сериале ключевой фигурой должна была стать сама Елизавета. Выбранная на эту роль Юлия Хлынина молода, обаятельна и улыбчива. У «веселящейся царевны» повадки и лексикон современного тинейджера. Это ее состояние плохо вписывается в жестокие интриги в борьбе за престол. Такое ощущение, что сцены балов и любовных похождений цесаревны снимались одним блоком, а сцены борьбы за то самое мифическое завещание — другим блоком. От совокупности экранных «обманок» теряется ощущение достоверности происходящего, доверия ко всему сериалу.
К слову: любопытно, что создатели сериала ни разу не показали нам русскую зиму (или осень), предпочтя, видимо, натурные съемки исключительно в летний период…
Странно, что такой опытный мастер костюмных фильмов, как Дмитрий Иосифов, за плечами которого два сериальных цикла о Екатерине II, так представил зрителю весьма суровый период нашей истории. Конечно, в кадрах мы видим заготовленные 300 париков и 200 накладных бород, но всякой фантазии есть свой предел. И выдуманные образы трех пажей Елизаветы свидетельствуют, пожалуй, о беспомощности сценарной группы. Возникает ощущение, будто авторы реализуют воспоминания своего детства об увиденных некогда «Гардемаринах» Светланы Дружининой, соединяя в собственном сериале мотивы ее давнего экранного хита с ее же «Тайнами дворцовых переворотов». Только, к чести более опытной Дружининой, в ее сериале завещание Петра так и осталось незаконченным.
Чтобы поддерживать в сериале авантюрную интригу, в ход идут погони, поединки, доносы, эротические желания практически всех главных действующих лиц, включая трех придуманных пажей и самой Елизаветы. За 12 серий она лихо поменяла денщика Петра Батурина (Кирилл Кузнецов) на прапорщика Шубина (другой Кирилл — Чернышенко). Своевольная девица водит дружбу с пажами, называя их на современный лад «мальчиками»… А мальчикам придуманы вполне знатные русские фамилии — Воронцов (Никита Григорьев), Шувалов (Артем Ключников), Нарышкин (Денис Нурулин). Но эти фамилии что‑то говорят только тем, кто знаком с историей Отечества. А отличать персонажей друг от друга поначалу трудновато, их лица сливаются в единый образ этаких гардемаринов-мушкетеров.
И тогда начинают солировать девушки из высшего русского общества первой трети XVIII века. Появляется на экране княжна Прасковья Юсупова (Ангелина Поплавская), дочь петровского вельможи Юсупова (Сергей Маховиков), персонаж более интересный и драматичный, чем Елизавета, хотя и абсолютно выдуманный. А далее — иные юные дамы, жаждущие любви и мужского внимания. И здесь вновь ощущаешь сюжетные «ножницы», которые разрезают ткань сюжета на мелкие кусочки-эпизоды. На экране параллельно развиваются сразу несколько линий, за которыми следить так же трудно, как в оные времена за дворцовыми заговорами. И Меншиков (Виктор Раков), и Остерман (Алексей Агранович), и Лесток (Владимир Кошевой) в сериале во многом пали жертвами общего пренебрежения исторической достоверностью.
Сериал заканчивается тем, чего и ждут зрители, имеющие представление о фактах отечественной истории: Елизавета все‑таки собирается бороться за русский престол и клянется трем пажам и Шубину в том, что все исправит. Видимо, этому и будет посвящен второй сезон сериала «Елизавета», где героине предстоит очень сложная трансформация из веселящейся цесаревны в беспощадную матушку-государыню. Но до этого Елизавете нужно еще дожить. Не кончилось еще царствование Анны Иоанновны и не настало регентство Анны Леопольдовны при малолетнем Иване Антоновиче. Но это уже совсем другая история.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 172 (7255) от 15.09.2022 под заголовком «Девушка из высшего общества и ее мальчики».
Комментарии