«Держу в руках всю Францию!»

...Ткань с памятника долго не могли стянуть, и оркестр в солдатской форме петровской эпохи успел сыграть и гимн французский, и российский, и даже, кажется, «Боже, царя храни». Телевизионщики и фотокоры тихо бесились: высоченный мужчина с мальчиком на руках встал в очень невыгодном ракурсе: аккурат спиной к солнцу — так что получить четкое изображение было почти невозможно. Но фотокорам и телевизионщикам выбирать не приходилось: мужчина — император, мальчик — король (или, как докладывал потом Петр Алексеич в письме своей супруге, «королище», отметив, что мальчик оказался «довольно разумен»).

«Держу в руках всю Францию!»  |

Их встреча состоялась в Пари­же в 1717 году, длилась всего 15 минут. О чем беседовали российский и французский мо­нархи, историки умалчивают, но можно быть уверенным, что наш Петр Алексеевич облобы­зал французского коллегу. Вче­ра в Петергофе изображали ту встречу с помощью актеров.

Минхерц «Петр Алексеич» ши­рокими шагами подошел к сму­щенному мальчику в камзольчике и паричке, вскинул брови, завращал глазами и весело гаркнул, будто у себя дома: «Давай без церемоний! Не люблю я этого!», оторвал «французского короля» от зем­ли и расцеловал по-нашему, по-русски, комментируя: «Дер­жу в руках всю Францию»... «Подержите еще, пожалуйста!» - эту незапланированную ре­плику вставили фотографы, пы­таясь сфокусироваться если не на металлических монархах, так хоть на живых.

Петр и Луи уже «были здесь»: бронзовую работу скульптора Леопольда Бернштама «Петр I с малолетним Людовиком XV...» установили в Петергофе в 1902 или 1903 году. В 1936-м монар­хов переместили на Советскую площадь у спуска к Шахматной горе. После освобождения Пе­тергофа в 1944-м статую не на­шли. «Утрачена во время вой­ны». Новую скульптуру создал (или воссоздал) Николай Карлыханов на «средства граждан Петергофа» (жители перечисле­ны на табличке у постамента: три фамилии и одно ООО).

Генконсул Франции г-н Па­скаль Мобер, припадая на пос­ледние слоги русских слов, изящно снизил пафос собрания, заметив: дескать, кто для вас Петр Великий - ясно, а вот при Людовике XV Франция потеряла Канаду и сдала свои позиции в Индии... О маркизе де Помпа­дур, кажется, ни разу не упомя­нули, зато директор ГМЗ «Петер­гоф» Знаменов припомнил фильм «Фанфан-тюльпан», где у Людовика XV роль была тоже не самая героическая... И все же мы, Россия и Франция, могли бы тогда породниться: Петр прочил свою дочь Елизавету в жены Лю­довику XV, да не сложилось.

К слову, памятник «россий­ско-французской дружбе» от­крыли в день первого письмен­ного упоминания о Петергофе. Видимо, это символично. К то­му же петергофский парк, как известно, регулярный и в отли­чие от нерегулярного англий­ского именуется французским.

...С той встречи 10 мая 1717 года пройдет много лет. День в день, 10 мая 1774 года, ко­роль Людовик XV умер.

...В петергофском Музее се­мьи Бенуа - тоже Петр, тоже в своеобразном ракурсе: глядит на бушующую воду. Картина Александра Бенуа «На берегу пустынных волн...» встречает вас на новой, только что от­крывшейся выставке работ ху­дожников знаменитой семьи с опять-таки французской фами­лией. Выставка называется «Среди чудес петергофских».

 Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»  №171 (3472)  от 14 сентября 2005 года

#Петергоф #Петр I #Людовик XV

Комментарии