«Держу в руках всю Францию!»

...Ткань с памятника долго не могли стянуть, и оркестр в солдатской форме петровской эпохи успел сыграть и гимн французский, и российский, и даже, кажется, «Боже, царя храни». Телевизионщики и фотокоры тихо бесились: высоченный мужчина с мальчиком на руках встал в очень невыгодном ракурсе: аккурат спиной к солнцу — так что получить четкое изображение было почти невозможно. Но фотокорам и телевизионщикам выбирать не приходилось: мужчина — император, мальчик — король (или, как докладывал потом Петр Алексеич в письме своей супруге, «королище», отметив, что мальчик оказался «довольно разумен»).

«Держу в руках всю Францию!»  |

Их встреча состоялась в Пари­же в 1717 году, длилась всего 15 минут. О чем беседовали российский и французский мо­нархи, историки умалчивают, но можно быть уверенным, что наш Петр Алексеевич облобы­зал французского коллегу. Вче­ра в Петергофе изображали ту встречу с помощью актеров.

Минхерц «Петр Алексеич» ши­рокими шагами подошел к сму­щенному мальчику в камзольчике и паричке, вскинул брови, завращал глазами и весело гаркнул, будто у себя дома: «Давай без церемоний! Не люблю я этого!», оторвал «французского короля» от зем­ли и расцеловал по-нашему, по-русски, комментируя: «Дер­жу в руках всю Францию»... «Подержите еще, пожалуйста!» - эту незапланированную ре­плику вставили фотографы, пы­таясь сфокусироваться если не на металлических монархах, так хоть на живых.

Петр и Луи уже «были здесь»: бронзовую работу скульптора Леопольда Бернштама «Петр I с малолетним Людовиком XV...» установили в Петергофе в 1902 или 1903 году. В 1936-м монар­хов переместили на Советскую площадь у спуска к Шахматной горе. После освобождения Пе­тергофа в 1944-м статую не на­шли. «Утрачена во время вой­ны». Новую скульптуру создал (или воссоздал) Николай Карлыханов на «средства граждан Петергофа» (жители перечисле­ны на табличке у постамента: три фамилии и одно ООО).

Генконсул Франции г-н Па­скаль Мобер, припадая на пос­ледние слоги русских слов, изящно снизил пафос собрания, заметив: дескать, кто для вас Петр Великий - ясно, а вот при Людовике XV Франция потеряла Канаду и сдала свои позиции в Индии... О маркизе де Помпа­дур, кажется, ни разу не упомя­нули, зато директор ГМЗ «Петер­гоф» Знаменов припомнил фильм «Фанфан-тюльпан», где у Людовика XV роль была тоже не самая героическая... И все же мы, Россия и Франция, могли бы тогда породниться: Петр прочил свою дочь Елизавету в жены Лю­довику XV, да не сложилось.

К слову, памятник «россий­ско-французской дружбе» от­крыли в день первого письмен­ного упоминания о Петергофе. Видимо, это символично. К то­му же петергофский парк, как известно, регулярный и в отли­чие от нерегулярного англий­ского именуется французским.

...С той встречи 10 мая 1717 года пройдет много лет. День в день, 10 мая 1774 года, ко­роль Людовик XV умер.

...В петергофском Музее се­мьи Бенуа - тоже Петр, тоже в своеобразном ракурсе: глядит на бушующую воду. Картина Александра Бенуа «На берегу пустынных волн...» встречает вас на новой, только что от­крывшейся выставке работ ху­дожников знаменитой семьи с опять-таки французской фами­лией. Выставка называется «Среди чудес петергофских».

 Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»  №171 (3472)  от 14 сентября 2005 года

#Петергоф #Петр I #Людовик XV

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?