«Держу в руках всю Францию!»
...Ткань с памятника долго не могли стянуть, и оркестр в солдатской форме петровской эпохи успел сыграть и гимн французский, и российский, и даже, кажется, «Боже, царя храни». Телевизионщики и фотокоры тихо бесились: высоченный мужчина с мальчиком на руках встал в очень невыгодном ракурсе: аккурат спиной к солнцу — так что получить четкое изображение было почти невозможно. Но фотокорам и телевизионщикам выбирать не приходилось: мужчина — император, мальчик — король (или, как докладывал потом Петр Алексеич в письме своей супруге, «королище», отметив, что мальчик оказался «довольно разумен»).

Их встреча состоялась в Париже в 1717 году, длилась всего 15 минут. О чем беседовали российский и французский монархи, историки умалчивают, но можно быть уверенным, что наш Петр Алексеевич облобызал французского коллегу. Вчера в Петергофе изображали ту встречу с помощью актеров.
Минхерц «Петр Алексеич» широкими шагами подошел к смущенному мальчику в камзольчике и паричке, вскинул брови, завращал глазами и весело гаркнул, будто у себя дома: «Давай без церемоний! Не люблю я этого!», оторвал «французского короля» от земли и расцеловал по-нашему, по-русски, комментируя: «Держу в руках всю Францию»... «Подержите еще, пожалуйста!» - эту незапланированную реплику вставили фотографы, пытаясь сфокусироваться если не на металлических монархах, так хоть на живых.
Петр и Луи уже «были здесь»: бронзовую работу скульптора Леопольда Бернштама «Петр I с малолетним Людовиком XV...» установили в Петергофе в 1902 или 1903 году. В 1936-м монархов переместили на Советскую площадь у спуска к Шахматной горе. После освобождения Петергофа в 1944-м статую не нашли. «Утрачена во время войны». Новую скульптуру создал (или воссоздал) Николай Карлыханов на «средства граждан Петергофа» (жители перечислены на табличке у постамента: три фамилии и одно ООО).
Генконсул Франции г-н Паскаль Мобер, припадая на последние слоги русских слов, изящно снизил пафос собрания, заметив: дескать, кто для вас Петр Великий - ясно, а вот при Людовике XV Франция потеряла Канаду и сдала свои позиции в Индии... О маркизе де Помпадур, кажется, ни разу не упомянули, зато директор ГМЗ «Петергоф» Знаменов припомнил фильм «Фанфан-тюльпан», где у Людовика XV роль была тоже не самая героическая... И все же мы, Россия и Франция, могли бы тогда породниться: Петр прочил свою дочь Елизавету в жены Людовику XV, да не сложилось.
К слову, памятник «российско-французской дружбе» открыли в день первого письменного упоминания о Петергофе. Видимо, это символично. К тому же петергофский парк, как известно, регулярный и в отличие от нерегулярного английского именуется французским.
...С той встречи 10 мая 1717 года пройдет много лет. День в день, 10 мая 1774 года, король Людовик XV умер.
...В петергофском Музее семьи Бенуа - тоже Петр, тоже в своеобразном ракурсе: глядит на бушующую воду. Картина Александра Бенуа «На берегу пустынных волн...» встречает вас на новой, только что открывшейся выставке работ художников знаменитой семьи с опять-таки французской фамилией. Выставка называется «Среди чудес петергофских».
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» №171 (3472) от 14 сентября 2005 года
Материалы рубрики
«Петергоф» откроет сезон фонтанов в этом году 24 апреля
Время по светилу. Как в Петербурге появились солнечные часы
30 млн получит Петергоф на содержание фонтанов
Рождение империи. Как Россия начала жить в новом статусе
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии