Рассказываем, как скульптор потребовал гонорар за размещение на купюре, созданного им изваяния царя

История, как скульптор Марк Антокольский потребовал гонорар за то, что на 500‑рублевой купюре разместили изображение созданного им скульптурного портрета Петра Великого, стала уже почти легендарной.

Рассказываем, как скульптор потребовал гонорар за размещение на купюре, созданного им изваяния царя | Каждая серия кредитного билета номиналом 500 рублей выпускалась тиражом 200 тысяч экземпляров. Печатали их до 1912 года, так что у коллекционеров подобные купюры редкостью не считаются / Репродукция. ФОТО автора

Каждая серия кредитного билета номиналом 500 рублей выпускалась тиражом 200 тысяч экземпляров. Печатали их до 1912 года, так что у коллекционеров подобные купюры редкостью не считаются / Репродукция. ФОТО автора

Государственный кредитный билет номиналом в полтысячи рублей образца 1898 года начали выпускать в марте следующего года. В его левой части в украшенной овальной рамке был помещен черно-белый портрет императора в треуголке — «Петр в шляпе». В народе эту купюру еще называли «петенькой», «петрушей» или «петровским билетом».

За основу изображения императора был взят скульптурный порт­рет, выполненный Антокольским к 200‑летию со дня рождения Пет­ра I и представленный в 1872 году на первой Политехнической выставке в Москве. Сам скульптор вспоминал, что полученный им заказ он посчитал большой честью: «Это был не один человек, а «отливок» из нескольких вместе, у него все необыкновенно: рост необыкновенный, сила необыкновенная, ум необыкновенный…».

Работая над образом царя, Антокольский опирался на старинные гравюры и портреты, которые ему прислал его друг, известный критик Владимир Стасов, а также на рисунок с посмертной маски, полученный от Ивана Крамского. Забегая вперед: в дальнейшем скульптура, выполненная Антокольским, послужила основой для создания памятников Петру в Таганроге, Архангельске, Шлиссельбурге и Петербурге.

Что же касается изображения на купюре, то Антокольский, у которого не спросили разрешения на использование произведения и которого даже не поставили в известность, придумал, как добиться справедливости. Он обратился напрямую к министру финансов Сергею Витте.

«…Будучи недавно в Петербурге, — писал Антокольский из Парижа, — мне случилось видеть новые пятисотрублевые кредитные билеты с изображением портрета императора Петра I со статуи моей работы. Я был очень польщен такой честью, которая редко выпадает художникам при их жизни».

Дальше Антокольский напоминал, что издатели обычно «имеют любезность посылать автору известное количество экземпляров», и предлагал Сергею Юльевичу: «не будет ли ваше высокопревосходительство столь милостивы сделать распоряжение об оказании и мне подобной же любезности, которою были бы очень довольны мои кредиторы, да и я не меньше…».

По одной из версий, Витте будто бы велел Экспедиции заготовления государственных бумаг выделить Антокольскому четыре 500‑руб­левых кредитных билета. Так что авторский гонорар, полученный от Министерства финансов, составил две тысячи рублей…

История между тем продолжается: памятник работы Антокольского (только уже не портрет, а в полный рост) украшает и современные 500‑рублевые купюры.


#скульптор #купюры #Петр I

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 96 (7672) от 29.05.2024 под заголовком ««Петр в шляпе»».


Комментарии