Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, бесценные фолианты и одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это на можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества (РГО).

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге | Фото: Gellinger/Pixabay

Фото: Gellinger/Pixabay

Пожалуй, ни одни музейные «закрома» в России не пополнялись так стремительно, как фонды отрывшегося в 1845 году РГО. Первый его председатель великий князь Константин Николаевич внес лепту в их формирование: подарил книги из своей библиотеки, включая издания в так называемых великокняжеских переплетах. Это был щедрый, но далеко не оригинальный поступок: в копилку императорского на ту пору общества ценные дары уже вовсю поступали.

Так был создан картографический фонд, куда вошло около 40 тысяч материалов, появились научная библиотека в полмиллиона томов и единственный в нашей стране географический архив, вмещающий ныне свыше 60 тыс. дневников, писем, рисунков и т. д. Причем среди дарителей были не только именитые путешественники (Обручев, Пржевальский, Грумм-Гржимайло, братья Чихачевы), но и мало известные попечители и действительные члены общества, предоставившие РГО свои коллекции, способные украсить любой музей мира.

Показать во всем многообразии это богатство, доступное прежде только исследователям, идея несбыточная. Зато можно дать «говорящий» срез без малого двухвековых накоплений, решили устроители выставки «Золотой фонд РГО». Она получилась эклектичной и в то же время цельной, считает вице-президент общества Кирилл Чистяков. Но, по его словам, определиться с выбором экспонатов в этом море артефактов, где о каждой вещи рассказывать можно часами, было непросто.

Указы Михаила Федоровича, первого царя из династии Романовых, и других самодержцев всея Руси в конце XIX в. предоставил РГО собиратель древних рукописей Константин Тихонравов, за что был удостоен серебряной медали этого общества. А миниатюрный географический атлас венецианского картографа Антонио Заннони, изданный во Франции в XVIII в., принадлежал петербургскому предводителю дворянства Петру Разумовскому.

Внушительный, как трактат, дневник французского астронома Жозефа Делиля с описанием его путешествия в тобольское местечко Березов, где жили в ссылке многие представители высшей российской аристократии, попал в РГО через два года после его открытия стараниями князя Ивана Долгорукова, страстного коллекционера. А свое знаменитое «Описание с чертежами горных заводов и рудников России» подарил обществу президент берг-коллегии Иван Шлаттер, служивший одно время директором петербургского Монетного двора...

Одно лишь упоминание многих выставленных здесь работ вызывает у знатоков трепет, отмечают специалисты РГО. Скажем, атлас из античного трактата Клавдия Птолемея (конец XV в.), благодаря которому средневековые умельцы восстановили утраченные географические карты. Или выпущенная в Петербурге (1892 г.) роскошная книга Андрея Звенигородского «История и памятники византийской эмали» - один из 200 экземпляров этого нумерованного шедевра книгопечатания, который никогда не переиздавался, также оказался в РГО.

Русские лубочные картины из коллекции Ивана Голышева были отреставрированы на средства попечителей. А вот картину художника-самородка Николая Шахова «Обдорская ярмарка», чудом уцелевшую после революции, когда фонды РГО изрядно «потрепали», рука реставратора еще не касалась.

«Думаю, появление картины в экспозиции поможет привлечь к ней внимание», - говорит организатор выставки Сергей Белых, заведующий петербургским музеем РГО.

Восток на выставке (увидеть ее можно будет до конца года) вообще представлен очень ярко: вывезенные из экспедиций японские, монгольские, китайские художественные предметы занимают там особое место. В то же время личные вещи путешественника и исследователя Алексея Федченко (микроскоп, пресс для гербария и др.) дают представление о том, как эти научные поездки проходили.

Материал был опубликован в газете под № 108 (6217) от 20.06.2018 под заголовком «Дары географов».

#музей #экспонаты #история

Комментарии