Чудо духового оркестра. Композитор Ирина Вакуленко — о брасс-музыке
Ирина Вакуленко известна в северной столице как организатор фестиваля «Брасс-осень», который ежегодно собирает в Петербурге музыкантов со всего мира – исполнителей на духовых инструментах. Она же придумала и реализовала просветительские проекты «Воскресные мелодии трубы» и «Музыка во всем», главным участником которых всегда становился созданный ею ансамбль солистов ведущих петербургских оркестров CITY MUSIC BAND.
Фото предоставлено Ириной Вакуленко
В преддверии концерта CITY MUSIC BAND Ирина Вакуленко рассказала о новой программе LOVE IS и о том, почему труба — самый честный музыкальный инструмент.
Валерия Троицкая: – Ирина, вы пианистка. Откуда такое увлечение брасс-музыкой, духовыми музыкальными инструментами?
Ирина Вакуленко: – Композитор должен уметь создавать музыку для любого музыкального инструмента. А в звук трубы я влюбилась студенткой, еще до учебы в Консерватории. Даже на выпускном экзамене я представляла композицию для струнного трио с трубой. И потом, когда я сочиняла музыку, то всегда старалась включать в состав исполнителей духовые инструменты. Они по-настоящему украшают оркестр. Кроме того, это же маленькое чудо – звук в них вызывается потоком воздуха, то есть, дыханием самого человека.
А еще однажды меня поразила история, которую я услышала в Польше. Когда татаро-монголы подошли к Кракову, первым их увидел трубач, находившийся на городской башне. Он успел подать сигнал, но был убит стрелой. В память о тех событиях в Кракове существует красивая традиция: на одной из площадей вдруг начинает играть трубач, но его песня внезапно обрывается.
– Вы как-то сказали, что труба – это самый простой и честный инструмент.
– На любом другом инструменте мелодию, созданную композитором, можно «украсить». Трубач ее сыграет, и сразу слышно – хорошая получилась музыка или нет. При этом труба по нежности звучания может соперничать со скрипкой. А может дать такую энергетику и мощь, что поведет за собой весь оркестр. И даже полк! Вы ведь знаете, что в гренадерских полках в первых рядах всегда шли флейтисты и барабанщики? А в кавалерии – трубачи на коне? Без защиты – руки заняты инструментом – они должны были так играть, чтобы поднять дух полка, повести его в атаку. Представьте, каким характером должны были обладать эти музыканты. Какими смелыми были эти люди, какими сильными духом!
– Как появился фестиваль «Брасс-осень»?
– Это был 2003 год, шла подготовка к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга. У меня появилась мечта сделать городу необычный подарок – собрать в нем виртуозов-трубачей со всей страны. Мне показалось, что это будет очень символично. Петр Великий стоял у истоков создания военных оркестров и дал им современный инструментарий вместо рожков: после побед в Северной войне он забирал медные духовые инструменты противника в качестве трофеев. Пленные шведы учили наших солдат играть на них именно в новой столице империи – на берегу Невы, где сейчас располагается Адмиралтейство.
Фото предоставлено Ириной Вакуленко
Финансов на осуществление этой мечты у меня не было. Все было на грани авантюры. В какой-то момент я просто брела по Невскому проспекту, заходила в различные офисы и просила помочь. Чудо, но фестиваль «Романтическая труба» все-таки состоялся – летом 2003 года, в период белых ночей. Ажиотаж был невероятный: зал был заполнен, зрители стояли даже в проходах. Ведь духовым инструментам у нас не так много уделялось внимания, мало кто понимал всю их глубину, различал тембры.
– Мероприятие стало популярным и среди музыкантов?
– Со временем выступать на нем стали не только трубачи, но и исполнители на самых разных духовых инструментах, а временем для ежегодной встречи мы выбрали осень. Так и появилось название «Брасс-осень». Когда мы только начинали наш проект, брасс-коллективов в стране было очень мало. Сейчас ситуация изменилась: появляется много интересных музыкальных групп с духовыми инструментами, они популярны, дают сольные концерты. Мне кажется, в этом есть и наша заслуга.
– Однако и сейчас брасс-коллективы – явление для России довольно редкое. Это в первую очередь североамериканская культура?
– Безусловно. Вообще, если смотреть в глубину веков, то для нашей музыкальной культуры характерна традиция хоровая, вокальная... Но, знаете, в течение многих лет на наш фестиваль приезжал Фред Миллс – легендарный музыкант, трубач, основатель Canadian Brass. Несколько лет назад его не стало, но Фред Миллс оставил после себя множество аранжировок для брасс-коллективов. Он часто повторял, что третье тысячелетие станет «золотой эрой» брасс-музыки. Во всем мире, несмотря на национальные традиции. Я тоже чувствую эти новые музыкальные флюиды в воздухе!
– А чем было для мировой музыкальной культуры второе тысячелетие?
– В первую очередь, это было время симфонических оркестров, струнных и деревянных духовых инструментов. С развитием науки появлялась новая механика. Значит, создавались новые музыкальные инструменты, в первую очередь струнные. Росла виртуозность исполнителей. Наука, техника, музыка – они находятся в теснейшей взаимосвязи. Сейчас, я уверена, мировое музыкальное развитие пойдет по пути признания брасс-музыки. Духовые инструменты дают музыканту возможность двигаться, ходить! Уже в этом заложен элемент театрализации. А сейчас время монументальных музыкальных шоу, театрализованных, как средневековые мистерии. Часто они проходят на открытом воздухе. Что-то технически не сложилось, сломался микрофон – трубача прекрасно услышат и без него. При этом он может сыграть все: от классики и джаза до популярных мелодий и фанка. В этом плане брасс-музыка обречена на успех.
Фото предоставлено Ириной Вакуленко
– Как появился коллектив CITY MUSIC BAND?
– Мне всегда хотелось иметь свой брасс-бэнд, но как-то не складывалось. Долгие годы я вела проект «Воскресные мелодии трубы» – каждое воскресенье с июня по август мы играли в Петропавловской крепости, на балконе собора. Сначала я нашла одного трубача, потом еще двух. Потом к нам «присоединилась» флейта-пикколо, затем ударные инструменты – в нашем коллективе появился барабанщик. Позже присоединились тромбонисты. В итоге мы полностью заполнили балкон Петропавловского собора! Представьте, какие там были условия для выступления: то слепящее солнце, то ветер, то дождь. Публика может прийти, а может никого и не быть. С этими музыкантами мы в прямом смысле прошли огонь, воду и медные трубы. Вот из них, солистов самых разных петербургских оркестров, родился CITY MUSIC BAND.
– В чем особенность вашей новой программы LOVE IS?
– В ее тематике. Зрителей ждет шесть музыкальных новелл о любви известных музыкантов: Армстронг, Гиллеспи, Бейкер, Миллер, Кэлверт и Голвэй. Мы хотим рассказать, кто вдохновлял их на творчество. Насколько, конечно, эта сторона их жизни известна и открыта миру. Некоторые, как Кэлверт, смогли поставить прочную стену между своей личной жизнью и публикой. Жанр для нас традиционный – инструментальный театр, в котором музыкант становится главным действующим лицом.
В отличие от других музыкально-сценических жанров, таких как опера, балет, оперетта, мюзикл, у нас именно бэнд – главное действующее лицо. Музыкальные композиции чередуются с краткими рассказами, а еще с номерами актера-мима и видеокартинкой. Мы хотим рассказать о пути творческого становления известных музыкантов. Гениями, я убеждена, не рождаются. Даже если в тебе природой заложено что-то уникальное, но ты это не взрастил, не сложились обстоятельства жизни – гениальным музыкантом не станешь.
Фото предоставлено Ириной Вакуленко
– Традиционно на ваших концертах звучит самая разная музыка: от барокко до мелодий из популярных кинофильмов.
– Наше восприятие музыки меняется – XXI век диктует новый стиль, который состоит из множества течений. Сейчас «мультижанровое» время. Поэтому наш ансамбль играет и классическую музыку, и поп, фанк. Конечно, и джаз, которым сейчас пропитано все музыкальное пространство. Но нам важно, чтобы стилистически все мелодии корректно соединялись друг с другом, составляли гармоничную программу. Это уже моя задача как аранжировщика. А участники нашего коллектива могут сыграть все. В наше время это одно из важнейших требований к музыканту.
15 февраля в Концертном зале РНБ (наб. Фонтанки, 36) Ирина Вакуленко и CITY MUSIC BAND представят премьеру программы LOVE IS, которую сами музыканты определяют как «фантазию в жанре джаз-поп, миманс и видеоарт».
Комментарии