Чудеса на экране. Чем интересен фильм «Конек-Горбунок»?

Знаменитую стихотворную сказку Петра Ершова «Конек-Горбунок» перенес на киноэкран режиссер Олег Погодин. Процесс создания сопровождался шумной рекламной кампанией, и надо сказать, что обещанные экранные чудеса оправдали ожидания публики.

Чудеса на экране. Чем интересен фильм «Конек-Горбунок»? |

Сказка Ершова, сочиненная в 1830-х годах, оставила мощный след в нашей культуре. Только при советской власти ее переиздавали 130 раз. Она увидела свет рампы – созданы многочисленные детские спектакли и два балета (Ц. Пуни и Р. Щедрина). Ее стиль, очевидно, напомнил о себе в известной сказке ХХ века – «Сказ про Федота-стрельца» Леонида Филатова. А были еще в Советском Союзе и художественный фильм, и мультфильм. Не говоря уже о видеоигре. К тому же блистательный текст Ершова, как и положено в наше время сенсаций, вызывает у некоторых подозрение в том, что реальным его автором был сам Александр Сергеевич Пушкин.

Эту сказку относят к произведениям для детей, но ее обманчивая легкость и отчетливо ощущаемая ироничность стиля никого обмануть не могут. Сказка – ложь, да в ней намек. Эта формула справедлива по отношению к ершовскому тексту более чем к какому-либо другому «сказочному» сочинению позапрошлого века.

Все это, конечно, держали в уме продюсеры, которые взялись за реализацию этого проекта. Вся интеллектуальная и техническая мощь современного российского кинематографа была брошена на то, чтобы сказка стала экранной былью. И в очередной раз зрители смогли убедиться в том, что «картинку» наши кудесники научились создавать отличную.

С сюжетом (спасибо Петру Ершову) все в нынешнем «Коньке-Горбунке» в порядке. Здесь тебе и непростые семейные отношения, и тема власти и народа, и авантюрные похождения главного героя за тридевять земель, и «там чудеса, там леший бродит», и «русалка на ветвях сидит». Только вместо русалки, согласно тексту литературного первоисточника, публике предъявлена Царь-девица (Паулина Андреева), напоминающая Снежную королеву. И, конечно, как быть без Ивана-дурака, чьи необдуманные поступки и романтические мечтания и двигают сюжет сказки. Выбранный на эту роль Антон Шагин так сжился со своим героем, что, вполне возможно, его и дальше будут воспринимать как некое метафорическое воплощение русского характера. Отечественная сказочная традиция просто обязывала простоватого Ивана преобразиться в молодого и обаятельного лидера того царства-государства, в коем он обитает.

А друг его, тот самый Конек-Горбунок, разумеется, помогал хозяину выходить с честью из щекотливых ситуаций и выполнять наитруднейшие задания взбалмошного монарха, сыгранного Михаилом Ефремовым с полным пониманием карикатурно-мультяшного характера своего персонажа. Именно Конек-Горбунок и стал его главным оппонентом в сюжете нынешней киносказки, представ полностью анимированным, в полном 3D-объеме.

Сочетание «живых» актеров и «оживленных» анимированных персонажей не новость для мирового и российского кинематографа. У нас подобные киноопыты случались почти век назад. Но, пожалуй, впервые мы можем увидеть почти натуралистическое изображение представителя фауны в динамике и органичной пластике. Но это не единственный выигрыш фильма. Конька не только озвучивал, но и подарил ему свою мимику актер Павел Деревянко. Поэтому его имя справедливо открывает в титрах раздел «В ролях».

Экранное зрелище напоминает картины художников Билибина и Кустодиева. Но не менее важным оказался и текст, который перестал быть стихотворным, но превратился в пространство намеков и пародийных отсылок.

Чудеса чудесами, но историю даже в сказке продвигают поступки героев. Ершов недаром собрал в своем произведении мотивы русского фольклора – от Сивки-Бурки до жар-птицы. И в «Коньке-Горбунке» образца 2021 года эти темы и образы впечатляюще явились не только перед взором умнеющего на глазах Ивана и его четвероногого друга-спутника, но и перед зрителями. И какое-то удивительное чувство радости в такие моменты приходит с экрана. Сколько в этом зрелище узнаваемого и родного!

Финальная народная песня про девушку Параню, которая так, кстати, любит Ивана, завершает сказку. И мы можем повторить вслед за известным автором: «И я там был...». Продолжение, надеюсь, вам известно.

#сказка #фильм #экранизация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 32 (6870) от 25.02.2021 под заголовком «Там чудеса и чувство радости».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?