Там, где всегда мороз. На экраны вышел фильм Дмитрия Давыдова «Пугало»

На экранах кинотеатров – картина якутского режиссера Дмитрия Давыдова «Пугало» (на снимке кадр из фильма). Лента, снятая на якутском языке, получила главный приз фестиваля «Кинотавр», актриса Валентина Романова-Чыскыырай признана лучшей в номинации за женскую роль, картину отметила и Гильдия киноведов и кинокритиков. Были получены также награды на фестивалях во Владивостоке и Тромсе (Норвегия).

Там, где всегда мороз. На экраны вышел фильм Дмитрия Давыдова «Пугало»  |

Репутация режиссера имеет уже международный статус. «Пугало» вполне подпадает под понятие «авторское кино», так как Дмитрий Давыдов сам написал сценарий и сам продюсировал проект. Ему не привыкать снимать кино про своих земляков из самого холодного обитаемого места земной суши.

В пересказе история не то знахарки, не то колдуньи, не то шаманки выглядит привычно и банально, порождая поначалу привычный круг ассоциаций вплоть до купринской «Олеси» (только без любовной линии). Героиню в фильме даже не называют по имени, звучит только ее прозвище – Пугало. Односельчане женщину презирают, унижают, всячески третируют, иногда поколачивают. Но, когда случается беда у кого-то со здоровьем, все мчатся в ее дом, чтобы умолять о помощи. Вот и весь сюжет. Маргинальная некрасивость внешнего облика героини, ее неуклюжая походка, как кажется, довершают снижение образа – перед нами бомжеватая одинокая женщина. Однако она – целительница. Но врачует только тело, ибо на спасение душ сил у нее просто не остается.

И здесь стоит сказать самые благодарные слова в адрес якутской актрисы Валентины Романовой-Чыскыырай, самоотверженно преобразившейся в Пугало. Весь фильм держится на ней. Актриса и режиссер не щадят ни главную героиню, не зрителей, показывая неприглядную изнанку тех исцелений, которые совершает в картине Пугало. Первый раз такое спасение воспринимается как чудо, но с каждым разом мы видим, какой ценой героиня возвращает к жизни, и весьма активной, своих односельчан. Ее силы не беспредельны, а потому в качестве спасения – алкоголь, низводящий Пугало до положения риз. И с каждым разом ты все больше и больше осознаешь: ее дар – это проклятие. Героиня после каждого исцеления будто выплескивает из себя принятую внутрь гадость и черноту других. Эта дорога спасения не бесконечна. Финал может случиться после любого акта борьбы с темными силами человеческого тела.

Она хотела бы отказать каждой новой просьбе, но человеческое, слишком человеческое, берет в ее душе верх. И Пугало вновь становится спасительницей и врачевателем. И этот момент выбора каждый раз делается кульминационным поворотом, когда мы видим лицо героини, отражающее молчаливую борьбу сомнения с долгом. Такое невозможно сыграть, можно только пережить глубоко внутри. И порою закрадывалась мысль: а не было ли у актрисы в роду подобных целительниц или шаманов? Потому что от экрана исходит невероятное ощущение достоверности. Камера подрагивает, а доминирующая черно-белая фактура рождает впечатление документальности. Вдруг, как удар, в кадр попадают детали неустроенного быта в доме Пугала – сдохшая от холода мышь или горка грязной посуды на фоне пустых консервных банок... Детали невыдуманной жизни: там, где зимою морозы за сорок – привычное дело, а летом земля не оттаивает. И невозможно противиться этому «непричесанному» и якобы невыстроенному экранному зрелищу, потому что в нем есть главное – нерв судьбы героини, прекрасно понимающей, что, спасая других, она губит себя.

На самом деле перед зрителем встает во весь свой мощный этнографический рост самобытность культуры народа, живущего на огромной территории в невероятных климатических и географических условиях, но вовсе не лишенного привычных и понятных нам представлений о том, как устроена жизнь и какой она должна быть. Быть может, именно поэтому фильмы из Якутии, принявшей на себя гордое имя «Республика Саха», все чаще и чаще становятся гостями российских столичных экранов и кинофорумов.

Дмитрий Давыдов – один из тех, кто возвращает в кинематографический обиход простые сюжеты и людей, живущих на земле и озабоченных вполне конкретными ситуациями и проблемами. Он снимает кино ясное и убедительное, не тратя времени и сил на создание метафор и визуальную многозначительность, не говоря уже о глубокомысленных монологах и диалогах. У него все строго последовательно и логично. И в этой намеренной простоте и краткости изложения событий и заключена его сила.

#фильм #Якутия #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 29 (6867) от 18.02.2021 под заголовком «Там, где всегда мороз».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?