Что за «Ботва» выросла в зимнем саду? Искусство проникает в публичные пространства Петербурга

Вдохновленные успехом летнего проекта показа искусства в саду Бенуа на углу Тихорецкого и Светлановского проспектов, его организаторы отважились на зимнюю выставку. Она получила неожиданное название «Зимняя рассада. Выбор селекционера».

Что за «Ботва» выросла в зимнем саду? Искусство проникает в публичные пространства Петербурга | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Но сначала приятно порадовала своим сообщением Анастасия Пронина, куратор выставочных программ сада Бенуа: в октябре, когда разбирали летнюю выставку, было обнаружено одно-единственное, и то неумышленное, повреждение. При попытке сделать селфи на одном металлическом объекте (это показало видеонаблюдение) подростки явно не рассчитали его прочность. В то же время интерес к выставке (число посетителей невозможно пересчитать в саду, не имеющем ограды) и положительные отзывы в соцсетях заставили продолжать проект.

Куратором зимней выставки была приглашена Александра Оминина, преподаватель Академии им. Штиглица. Как она рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям», была выбрана площадка под тентом. Зима все-таки. Но она освещена, объекты доступны для обзора в любое время. На эту территорию помещается немного, в итоге было отобрано 18 объектов. Для куратора было важно, что половина работ создана специально для этой выставки молодыми выпускниками Академии Штиглица, Академии художеств и других профильных вузов. Остальные произведения принадлежат петербургским художникам и скульпторам, чьи имена известны тем, кто посещает выставки.

Сначала про старшее поколение. Своей динамичной скульптуре из металла «Толкающий стену» Антонина Фатхуллина предпослала слова Альберта Эйнштейна: «Только те, кто предпринимает абсурдные попытки, смогут достичь невозможного». Артур Джаруллаев уверен, что «Монстры» должны выглядеть, как бочки с нефтью, стоящие на высоких ногах. Художник задает зрителю вопрос: углеводородное сырье на сегодня кровь экономики, но не слишком ли высока цена ее добычи?

Юные дарования не уступили старшим товарищам. В изящной инсталляции «Лунная рассада» Анастасия Колесник вырастила несколько разных мутантов из тонкой медной проволоки. Автор предлагает подумать о постоянном желании человека осваивать и адаптировать под себя новые пространства. Но и ответная реакция космоса будет непредсказуема.

Александра Кокачева использует классический материал искусства ХХ века - светящуюся неоновую трубку. Она выгнута так, что образует слово «Ботва». Сейчас оно имеет сильный отрицательный оттенок. Между тем без ботвы невозможен фотосинтез, а значит, и рост всех «корешков».

Жесткую медиаскульптуру «Розочки» создала Анна Мартыненко. В одной из горячих точек она перерисовала с отштукатуренных стен 15 следов от пуль. Потом в Петербурге отлила из металла их копии - они действительно похожи на цветочки. Каждую «розочку» последовательно подсвечивает лампочка, и одновременно в динамике автор зачитывает площадь цветочка с точностью до одной тысячной кв. миллиметра. Плюс-минус тысячная может стать ценой человеческой жизни.

Умиротворяет только Анна Слобожанина в инсталляции «Капля за каплей». Это поиск аналогий между душевным спокойствием, отдыхом человека и сбором воды. Капли из белого фарфора, полученного обжигом при температуре 1300 градусов, висят над белым пляжным топчаном из дешевого пластика. «Жизнь человека - сплошная суета, остановитесь, посмотрите на эти капли и попробуйте обрести гармонию. Капля за каплей», - призывает художница.

#выставка #сад Бенуа #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (6575) от 26.11.2019 под заголовком «Что за «Ботва» выросла в зимнем саду?».


Комментарии