Чтение снова в моде. В Петербурге прошел Книжный салон-2022

Как уже знают наши читатели, на Дворцовой площади состоялся Книжный салон-2022. Судя по заполненным все дни павильонам и лекционным залам, чтение, желание приобрести бумажные издания важны для петербуржцев. А каждая книга найдет своего читателя.

Чтение снова в моде. В Петербурге прошел Книжный салон-2022 | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Очередь за ежиком


Вот несколько наблюдений. Молодая читательница купила книги Уайльда и Джерома в мягких обложках. И объяснила, что ей нравится читать на бумаге больше, чем на компьютере. Пожилая пара долго совещалась, но приобрела дорогой альбом о русском художнике начала ХХ века Сергее Виноградове, изданный еще в 2010 году. По нынешним быст­рым временам — очень давно.

Публика интересовалась книгой философа Александра Секацкого об этике и ранними произведениями Эдуарда Лимонова. Видел, как посетители приобретали биографию певицы Клавдии Шульженко и книгу о типографских шрифтах. Солидная дама купила «Искусство войны», написанную китайским мыслителем Сунь Цзы в VI веке до н. э. Кто‑то, придя на салон, впервые услышал имя Сергея Носова, известного петербургского писателя, и ознакомился с его книгами. Уже не зря пришел на Дворцовую площадь.

Спросил на одном из стендов, где продавалась русская классика, что приобретают. Оказалось, Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Булгакова. «Мучают детей по школьной программе Обломовым, — пояснил продавец, — в то же время Достоевского не спрашивают». Впрочем, на другом стенде ответ на тот же вопрос был прямо противоположным. Там покупали именно Достоевского. Что касается современных писателей, то на салоне хорошо покупают книги тех, кто представляет свои новинки вживую во время встреч с читателями.

Большие очереди выстраивались за автографами к Юрию Норштейну, известному мультипликатору. Он подписывал книги, открытки и постеры. Недавно вышло очередное переиздание «Ежика в тумане». Прошло почти полвека со времени выхода мультфильма, положенного в основу книги. Мини-опрос среди собирателей автографов показал, что это любители фильмов, просто симпатизирующие Норштейну, а также купившие сувениры для внуков. Юрий Борисович сказал для нашей газеты о салоне: «Счастлив, что вижу такое огромное количество людей умных. Если публика читает, значит, она думает. А если думает, значит, не одинока».

Наша цивилизация


Евгений Водолазкин представил новую и необычную книгу «Краткая история цивилизации в фотографиях Саши Гусова и текстах Евгения Водолазкина».

Писатель определил работу над книгой как «третий подход к снаряду». Очень серьезно он писал о мировой цивилизации в докторской диссертации. В романе «Оправдание острова» и других писатель тоже высказывался серьезно. Теперь решил посмотреть на цивилизацию с другой, смеховой, стороны. Водолазкин много лет дружит с фотографом Сашей Гусовым, который хотел проиллюстрировать один из романов своими снимками. Не сложилось. Тогда Гусов предложил Водолазкину текстами проиллюстрировать фотографии. Показал две тысячи снимков. Писатель ­выбрал 336, сделанных в разные годы, от Южной Африки до Белоруссии, «вытянув единый повествовательный ряд». Не по хронологии, а по тринадцати темам: животные, сон, еда, ­одежда и т. д. Последняя глава называется «Культура». К каждой фотографии Водолазкин сочинил эссе, иногда состоящее всего из одной-двух фраз. Рядом с горным пейзажем: «Но всякая красота требует своего зрителя. А эта роль не под силу ни ящерице, ни саксаулу. Оценить красоту может лишь человек. И человек появился». Под фото с купанием лошадей: «…Гусов предпочитает черно-белые снимки, а цвет значимых деталей указывает в названии. Петрову-Водкину оставалось только раскрасить снимок».

Заметный интерес посетителей вызвало представление альбома «Студенты петровского университета». На основании документов из архивов, библиотек и музеев Петербурга и ­Москвы книга рассказывает о 94 универсантах, которые учились между 1726 и 1797 годами в Академическом университете, созданном Петром I. Многие материалы публикуются впервые, в том числе факсимильно. Среди студентов были Михаил Ломоносов, ­дипломат Антиох Кантемир, изобретатель русского фарфора Дмитрий Виноградов и другие будущие ученые, государственные деятели, литераторы и переводчики. Игорь Тихонов, профессор СПбГУ, ответственный редактор издания, процитировал два любопытных документа.

В 1759 году Иван Барков, поэт и переводчик, «пониженный из студентов в копиисты», подписывает обязательство исправить свое поведение. По пунктам: «не пьянствовать, не забиячить, иметь знакомства с честными и всякого почтения достойными людьми, к делу быть прилежну». В случае нарушения обещания Барков соглашался быть «отосланным в салдаты или матрозы». Известно, что обещание Барков не выполнил, но блестящее знание латыни спасло его от рекрутчины. В 1797 году Василий Попугаев, будущий просветитель, получил документ об окончании университетского курса. Тогда еще не была создана система аттестации, и этот документ можно считать первым вузовским дипломом.

Заботы авторов, выбор библиотекарей


«Круглый стол» по авторскому праву прошел под знаком дилеммы: доступность культуры и права писателя. По мнению Марии Покусаевой, литератора и книжного блогера, ­существование пиратского контента расхолаживает читателя. Он начинает читать авторов, которые ему не нравятся, смот­реть фильмы, которые никогда бы не стал смотреть за деньги. Не платя деньгами, он платит самым дорогим — временем.

С другой стороны, авторы, особенно начинающие, могут рискнуть. Покусаева бесплатно опубликовала первую книгу в электронном виде, и читатели собрали ей деньги на бумажное издание. Они стремятся поддержать автора. Такого не было еще несколько лет назад. Мария считает, что писатель может чем‑то пожертвовать для общего блага. Но важно, и современные технологии это позволяют, чтобы автор видел происходящее с его текстом. А не узнавал постфактум, что его многократно скачали с пиратского сайта. «Я за доступность, но за подконтрольную доступность. Автор должен видеть свою востребованность», — подчеркнула Покусаева.

Ирина Андреева, заведующая отделом комплектования Ленинградской областной детской библиотеки, порадовалась появлению новых, не старше трех лет, детских издательств. А также разнообразию изданий, начиная от книг-игрушек. И пожалела о том, что средств мало, при закупках придется делать трудный выбор.

Трогательной нотой салона стало представление настольной игры «Гений места». Она создана по итогам двухнедельных экскурсий по Петербургу, которые осенью прошлого года проводили для особенных художников сотрудники КГИОП. Девять авторов создали 30 изображений. Тираж игры — 500 экземпляров, он разойдется на памятные подарки.

Борис Пиотровский, вице-губернатор Петербурга, сообщил, что в Книжном салоне-2022 приняли участие 250 издательств. По его мнению, установка павильонов ближе к Невскому проспекту увеличила посещаемость праздника книги.

В нынешнем году павильоны расположены удобнее, без тесноты. Но, как мне рассказали несколько посетителей, подвели информационные стенды. Вернее, их отсутствие. На главном стенде, который почему‑то располагался не при входе, а посередине между павильонами, не было списка издательств и их местонахождения. Списки были внутри каждого шатра, но и там — не на самых видных местах. На дверях лекториев расписания событий появились только на третий день.

#Книжный салон #книги #литература

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 91 (7174) от 24.05.2022 под заголовком «Чтение снова в моде».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?