Чтение после пандемии. Мария Зимина – о будущем книжного магазина для детей
«Санкт-Петербургские ведомости» уже рассказывали про адаптацию организаций культуры к нынешним условиям на примере музеев, театров и творческой мастерской скульпторов. Сегодня корреспондент Вадим МИХАЙЛОВ беседует с Марией ЗИМИНОЙ, основательницей книжного магазина для детей.
ФОТО pixabay
– Магазин был закрыт три месяца?
– Поменьше, с конца марта до первых чисел июня. Мы открылись, как только это разрешили магазинам площадью до 300 кв. метров. Открываться, если честно, было очень страшно.
– Почему? Мы только и слышали призывы: открытие магазинов – спасение экономики.
– Мы бывали до открытия в центре города. Видели, что людей нет на улице. Было понятно, что люди с детьми, кто мог, из города уехали в марте. И вряд ли планировали вернуться раньше конца августа.
– И как же вы провели «этим летом»?
– Несколько недель в магазине было очень печально и малолюдно. Но потом потихоньку город стал заполняться и петербуржцами, и туристами.
Сначала вернулись постоянные клиенты, которые ждали открытия магазина и по книгам изголодались. Много было просто мимо идущих людей, которые наконец могли зайти в любое место, кроме аптеки и продуктовых магазинов. И еще тех, кто ходит обычно в книжные магазины в торговых центрах, которые были еще долго закрыты. А потом приехали туристы.
– Кстати, было много разговоров, что из-за закрытых границ россияне, любящие путешествовать, наконец добрались до Петербурга. В магазине это было заметно?
– Обычно летом примерно половина наших покупателей – туристы из России и русскоговорящего зарубежья. Зарубежья в этом году почти не было, как и предполагалось. Российских туристов у нас было значительно больше, чем самих петербуржцев, все по тем же причинам: родители с детьми уехали на все лето из города и не торопились возвращаться.
– Туристы из каких мест были самими активными покупателями?
– В нашем случае это всегда москвичи. Тут играет роль и близость к магазину Московского вокзала, и количество туристов оттуда, и их платежеспособность по сравнению с регионами.
Главное, что в итоге ситуация стабилизировалась, оборот если не достиг уровня прошлогоднего, то стал приближаться к нему. Сейчас уже можно сказать, что коронакризис мы преодолели с минимальными потерями по сравнению с другими небольшими авторскими магазинами.
– А если назвать цифры?
– Оборот магазина упал на 15 – 20 процентов. Но это не самая главная для нас проблема. Самое неприятное и драматичное сейчас для нас то, что до конца ноября, но, скорее всего, и до конца 2020 года будут запрещены мероприятия для детей. Для нас важно быть не только магазином, где рассказывают о хороших книгах детям и родителям. Мы уже три года проводим встречи с лучшими российскими и зарубежными авторами, художниками, устраиваем спектакли, мастер-классы, у нас действовали клубы юных читателей и писателей. Всего этого пока, к сожалению, нет.
– Торговлю книгами онлайн вы ведете?
– За время пандемии у нас появилось время на то, чтобы сделать сайт с интернет-магазином. Давно собирались, но, как оказалось, главное было начать. Развивать такой сайт уже проще.
– Где торговля идет успешнее – на сайте или в реальном магазине?
– В офлайне, конечно. Людям интересно послушать о книгах, посмотреть на них вживую, полистать.
– Подводя итог: вы оптимистично смотрите в будущее?
– Надеемся, что все хорошие детские книги победят любые неприятности, вирусы и трудности. Мы благодарны поддержке наших поЧИТАТЕЛей. Здорово, что о нас не забыли, продолжают к нам приходить, заказывать книги и говорить приятные вещи.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (6789) от 21.10.2020 под заголовком «Детям интересно полистать страницы».
Комментарии