Чистота - дело чести. Как в Эрмитаже поддерживают порядок?

Полвека тому назад на входе в музей посетители надевали войлочные тапочки - безразмерные, неуклюжие. В дворцовых интерьерах они выглядели и ощущались особенно неуместно. Теперь в Эрмитаже ничего подобного нет. Как нет и хрустящих полиэтиленовых чехлов-бахил. В музее все должно быть прекрасно. И... чисто. Невзирая на то что каждый день по его залам проходят до сорока тысяч посетителей. Как Эрмитажу удается поддерживать безукоризненную чистоту полов, окон, стен, люстр, витрин? Для этого существует специальное подразделение - отдел обслуживания механизированной техникой.

Чистота - дело чести. Как в Эрмитаже поддерживают порядок? |

У сотрудников этого отдела много забот. Именно они отвечают за ежедневную уборку и работы, которые проводятся один или два раза в год (такие как мытье окон, обеспыливание стен). Это они под контролем реставраторов чистят скульптуры и моют люстры. Следят за порядком во дворах и за тротуарами Дворцовой набережной рядом с музеем. Ухаживают за деревьями и цветами в Эрмитаже и вокруг него. В этот же отдел входит сектор установки художественных произведений и погрузочно-разгрузочных работ (принять экспонаты, которые приезжают на временные выставки или возвращаются с них, - непростая задача, ведь иногда приходится иметь дело с ящиками весом более тонны).

Впрочем, начнем с уборки. Она ежедневно начинается в Эрмитаже в 7.15 и заканчивается в десять утра. С мая по октябрь - в девять (в эти месяцы организованные группы появляются в музее раньше, чем зимой). То есть за 2 часа 45 минут (а то и быстрее) в экспозиционных залах нужно вымыть 31 137 кв. м паркетных полов, 15 778 кв. м - каменных, 6038 кв. м - лестниц. А ведь есть еще уникальные мозаичные полы, которые убираются особенно деликатно. При этом лифтов в музейных зданиях немного, вода доступна не везде. Большинство каменных лестниц моют сверху вниз - постепенно спускаясь по ним с ведром, по ходу неоднократно меняя воду.

Если речь идет о паркете, «влажной протирки» недостаточно. Нужно еще удалить черные отметины от резиновой обуви. Ведь особенности исторической архитектуры зданий не везде позволяют положить трехступенчатую систему грязезащитных покрытий.

Но и это еще не все. Каждое утро нужно вовремя протереть стеклянные части витрин и входных дверей, а также окна в переходах из здания в здание. К этим окнам можно близко подойти, из них открывается красивейший вид на Неву, Стрелку Васильевского острова, Петропавловскую крепость, Дворцовую площадь. Посетители любуются и... оставляют на стекле следы.

А ведь есть еще служебные помещения - кабинеты сотрудников, хранения. Их тоже необходимо убрать до начала рабочего дня. Приходится привлекать клининговые компании, которые, конечно, выбирают со всей строгостью, предпочтительно среди тех, кто уже имеет опыт работы с музеями.

Самое сложное - так называемые специализированные работы. Например, мытье окон. В главном музейном комплексе их 2765. И 2380 из них моют два раза в год. Остальные - те, что находятся в труднодоступных местах и музейных хранениях, - один раз.

Легко догадаться, что в Эрмитаже много старых, исторических окон. В некоторых даже сохранились дореволюционные стекла. На одном можно отыскать автограф императрицы Александры Федоровны, процарапанный алмазом, - «Ники 1902 г. Смотрит на гусар 17 марта» (на английском языке). Еще интереснее, что открыть часть окон можно только с помощью столярных инструментов, а утеплить на зиму - только по старинке, с помощью бумаги и клейстера.

С другой стороны, существуют и такие, которые, наоборот, требуют современных решений. Например, для того чтобы помыть снаружи окна на Иорданской лестнице, устанавливают автовышку. Так же, как и для мытья части окон, выходящих на Дворцовую набережную (тут требуется согласование с ГИБДД и даже с ФСО - ведь по набережной проходит федеральная трасса).

Не менее эффектно проходит обеспыливание стен на Иорданской лестнице. На день-два на ее ступенях устанавливают леса. И сотрудники отдела обслуживания механизированной техникой Государственного Эрмитажа на высоте от 8 до 20 метров сантиметр за сантиметром с помощью специальных сметок, кисточек и пылесосов очищают лепнину, моют зеркала «фальшивых» окон...

Наконец - люстры. Из всех имеющихся в музее вниз опускается только одна - та, что в Эрмитажном театре. Остальные моют с лесов и подъемников. В Павильонном зале пол устилают поролоном толщиной 5 сантиметров. Каждая хрупкая хрустальная подвеска моется вручную, ронять их (даже на поролон) строго воспрещается.

Как рассказывает начальник отдела обслуживания механизированной техникой Елена Рябова, «самое главное в уборке музея - не навредить. Понятно, что недопустимо механическое повреждение поверхностей - позолоты, лепнины, дверей, полов. Но не менее опасна уборка некачественная, с нарушением технологии, периодичности, неправильно подобранными моющими средствами. В этом случае причиненный вред станет заметным не сразу. Загрязнения накапливаются, пыль проникает в поверхность. Музейным интерьерам, если их не очищать бережно, тщательно и регулярно, со временем может потребоваться реставрация. Лучше не допустить этого как можно дольше».

«Попав однажды в музей, невозможно не проникнуться чувствами глубочайшего уважения к нему, сопричастности красоте, желанием сделать что-то полезное», - добавляет Елена. Эрмитаж - удивительное место. Даже обычная уборка превращается здесь в дело государственной важности, дело чести.

#чистота #Эрмитаж #уборка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (6572) от 21.11.2019 под заголовком «Чистота - дело чести».


Комментарии