Четверо в променуаре. Чем интересна выставка «Метаморфозы» в БДТ
Театральной магии, превращениям и перевоплощениям на сцене посвящена выставка «Метаморфозы» в БДТ. Организаторы решили показать публике работы четырех художников, оказавших сильное влияние на искусство сценографии. Это Александр Бенуа, работавший в БДТ после революции до 1926 года, когда эмигрировал из России во Францию. Эдуард Кочергин, главный художник БДТ, который пришел сюда в 1968 году. Юрий Купер, российский и американский художник - живописец, книжный график, дизайнер, сценограф. И Михаил Шемякин, который оформил в Мариинском театре «Щелкунчика» и «Коппелию», сдув пыль с этих классических балетов и создав свои оригинальные версии.
ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА
Выставка открыта на третьем ярусе театрального здания, в так называемом променуаре. Говоря попросту, это коридор, в котором зрители могут прогуливаться перед спектаклем или в антракте. Конкретный променуар узкий и довольно извилистый, напоминает лабиринт. Каждому художнику выделен отдельный «кабинет».
Поскольку пространство тесное, то и работ немного. Встречают публику акварельные эскизы Александра Бенуа к балетам парижского театра Гранд Опера «Жизель» (1910) и «Свадьба Амура и Психеи» (1951), к комедии-балету Мольера в МХТ «Мнимый больной» (1912) и опере-буфф «Дон Филипп» для театра «Пигаль» в Париже (1943).
А дальше так: налево пойдешь - к Куперу и Шемякину попадешь, направо - к Кочергину.
В тесном лабиринте полотна Юрия Купера чувствуют себя неуютно. Чтобы рассмотреть их, нужно отойти на определенное расстояние, а тут утыкаешься носом в картину.
Его полотна выполнены в сложной технике. Сначала делаются фотографии, потом они переводятся в шелкографию, на холст, на который художник накладывает краски. И еще ко всему добавляет соль. Эта приправа придает картинам объем и особенное неяркое мерцание, становится то густым туманом, то клубящейся морозной тьмой, то подтаявшим снегом.
Лучше смотрятся графические и живописные, но камерные работы Купера: иллюстрации к «Книге Екклесиаста» и «Книге Иова» из коллекции Петра Суспицына, а также эскизы к спектаклю Никиты Михалкова «Метаморфозы».
На встрече с журналистами Юрий Купер говорил о мастерстве - цеховом ремесле, профессионализме.
- Мы живем в довольно странное время для искусства. Сегодня от художников, работающих для театра, мастерство почти не требуется, это излишество. Роль художника в театре становится все менее заметной. Если вы бываете в театре, то, наверное, заметили, что часто в спектаклях вообще обходятся без декораций. И это не только потому, что художники что-то не умеют делать. Но и потому, что мало осталось мастеров, способных воплотить замыслы художников в материале - столяров, бутафоров. Эти профессии исчезают... Я так рад этой выставке, где вы увидите на стенах наши работы, наши попытки что-то создать - руками, красками, кистью...
На пресс-показе нам с коллегой удалось протиснуться в «кабинет» Эдуарда Кочергина. Здесь выставлено несколько ранних его работ, в том числе из личной коллекции художника. Например, дипломная работа - эскизы к спектаклю «Царь Максимилиан».
- Все, что вы видите, - ручная работа, - сказал Эдуард Степанович. - Это все руками сделано, понимаете? Сейчас переходят к работе с помощью компьютера, лишая тем самым себя - и зрителя! - соприкосновения, тепла, души.
Михаила Шемякина на пресс-показе с порога взяли в кольцо журналисты.
- Что вы понимаете под метаморфозами? - спросил кто-то.
- Да в России метаморфозы на каждом углу, - пошутил художник. - А уж если включить новости - там вообще сплошные метаморфозы.
Но потом, уже серьезно, добавил, что превращения, трансформация, перевоплощения - и есть суть театра.
В «кабинете» Шемякина - литографии и миниатюрные скульптуры по мотивам эскизов к балетам «Коппелия» и «Щелкунчик» из коллекции Императорского фарфорового завода.
По словам художника, когда-то он с радостью принял предложение Валерия Гергиева оформить балет «Щелкунчик» и постарался вернуть этой истории, превратившейся с течением лет в сладенькую рождественскую сказку, гофмановский дух с его легкой жутью, гротескным юмором и волшебными превращениями.
Выставку можно посмотреть до 17 декабря. Но доступна она только тем, кто придет в театр на спектакль.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (6580) от 03.12.2019 под заголовком «Четверо в променуаре».
Комментарии