«Черный квадрат» вместо черной дыры
Уникальные астрономические часы, созданные немецкими мастерами Георгом Роллем и Иоганном Рейнгольдом в 1584 году, будут отреставрированы по совместной программе Эрмитажа и компании «Самсунг» «Связь времен - связь технологий».

Иллюстрация ImageFlow/shutterstock.com
Как пояснил «Санкт-Петербургским ведомостям» Валентин Молотков, старший научный сотрудник лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов, этот прибор является одним из самых сложных для XVI века. Часы состоят из двух глобусов - небесного и земного. В первом находится механизм с недельным заводом. Он вращает звездный глобус, показывая положения созвездий, Солнца и Луны на небосклоне. Маленький циферблат в районе Полярной звезды указывает время. Нижний глобус - земной, его положение устанавливается вручную по циферблату часов, показывая положение Земли в текущий момент. В основании часов расположены компас и четверо солнечных часов, позволяющие установить истинное время для поверки механизмов.
Известно, что Рудольф II, король Германии и римский император, заказал пять или шесть экземпляров часов. Наш предназначался в качестве дипломатического дара Ивану Грозному и был отправлен в Москву, но царь умер незадолго до прибытия подарка. Часы хранились в Кремле, а позже у Петра I.
Молотков поясняет, что механизмы обветшали, необходимо установить, какие детали утрачены. Сотрудники лаборатории обратились к хранителям аналогов и получили подробные материалы с фотографиями и копиями чертежей из Дрездена.
Программа «Связь времен - связь технологий» существует с 2007 года, за это время отреставрированы английские часы с органом, принадлежавшие Екатерине II, музыкальный автомат с часами «Клетка с птицей», механическое «Бюро с Аполлоном».
Еще одной совместной программой Эрмитажа и корейской компании стала The Frame («Рамка»). Электронщики разработали модель телевизора, который после выключения не оставляет «черной дыры», а зажигает картинку с изображением одного из шедевров мировой живописи. Она защищена от копирования.
Сейчас юристы в Петербурге и Сеуле дорабатывают последние детали соглашения, и скоро несколько десятков эрмитажных шедевров станут доступны пользователям «Рамки», в том числе в России. Мы спросили Михаила Пиотровского, какую картину он бы установил. «Черный квадрат» Малевича», - ответил генеральный директор Эрмитажа.
Материалы рубрики
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии