Голос эпохи. Исполнилось 90 лет со дня рождения Евгения Евтушенко

Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения поэта Евгения Евтушенко.

Голос эпохи. Исполнилось 90 лет со дня рождения Евгения Евтушенко | ФОТО Михаила ДЖАПАРИДЗЕ/ТАСС

ФОТО Михаила ДЖАПАРИДЗЕ/ТАСС

Дитя войны, он был рожден в Сибири, на станции Зима. Как поэт — дитя короткой и романтической эпохи, вошедшей в историю страны как «оттепель». И хотя «оттепель» так и не стала весной, вскоре сменилась заморозками, она дала новое, свободное дыхание русской культуре.

У Евгения Евтушенко много лирических стихотворений. Одно из самых известных:

Любимая, спи…
Мы — на шаре земном,
Свирепо летящем,
Грозящем взорваться, —
И надо обняться,
Чтоб вниз не сорваться,
А если сорваться — сорваться вдвоем.
Любимая, спи…

Но на его счету не только лирика. Поэмы «Братская ГЭС», «Бабий Яр», смелые, гражданственные стихи — отклик на события в стране и в мире.

«Поэт в России больше, чем поэт», — говорил он, и эта фраза стала крылатой, как некрасовская: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

«…Больше, чем поэт» называется фестиваль искусств, посвященный Евгению Евтушенко. О нем рассказали на пресс-конференции в ТАСС.

«Роль Евтушенко в литературе велика, до сих пор многие поэты в России, прямо или косвенно, испытывают его влияние, — сказал на пресс-конференции писатель, историк, литературовед Игорь Волгин. — Взять хотя бы «евтушенковскую» рифму (например, «лица — листья», «с неба — снега». — Прим. авт.).

Голос эпохи совпадал с голосом Евтушенко, он как бы воплощал то, о чем мы думали, наше мироощущение. И то, что он говорил в своих стихах, становилось формулами, выражающими время. В его поэзии появился новый герой — не «цельнометаллический», а сложный: «Я разный — я натруженный и праздный / я целе- / и нецелесообразный. / Я весь несовместимый, / неудобный/ застенчивый и наглый, / злой и добрый…»

Пожалуй, ни один поэт при жизни не испытал такой ошеломляющей славы, как Евгений Евтушенко. Он — часть русской истории. Новые поколения, не зная Евтушенко, не смогут понять, как мы, поколение шестидесятых, жили, что с нами происходило.

Одно из главных событий юбилейных торжеств — выставка «Роман с жизнью. Шедевры из коллекции Евгения Евтушенко», которая будет проходить до 30 августа в Музее-галерее поэта в Переделкине.

5 июля музей открылся после реконструкции — успели завершить все работы к юбилею. А появился он по инициативе самого Евтушенко в 2010 году. Поэт завещал этот музей государству, желая стать частицей истории страны:

«Быть бессмертным не в силе, /но надежда моя: / если будет Россия, / значит, буду и я».

Он стал филиалом Музея современной истории России, которому Евтушенко передал свою богатейшую коллекцию живописи, собрание собственных фотографий, мемориальных вещей.

Евгений Александрович принял такое решение, потому что считал себя частью этой истории, — говорит директор музея Ирина Великанова.

Сегодня здесь можно увидеть работы Пабло Пикассо, Марка Шагала, Нико Пиросмани, Фернана Леже, Хуана Миро и Макса Эрнста. А также картины российских художников — Олега Целкова, Михаила Шемякина, Оксара Рабина…

Хранятся тут и фотографии, сделанные поэтом, — фотогалерея называется «Мое человечество». «Людей неинтересных в мире нет», — утверждал Евтушенко. Путешествуя по Советскому Союзу и по миру, жадно вглядывался в лица, снимал, снимал, стараясь выхватить из потока времени и сохранить мгновения хрупкой, быстротечной жизни.

Одна из первых фотографий была сделана на вокзале в Москве, она называется «Крестьянка и ее тень». Известно, что столицу в советские годы снабжали лучше, чем провинцию. И люди из деревень ездили в Москву, чтобы закупить продукты, каких не было у них на родине. Увидев деревенскую женщину, тащившую тяжелый мешок на своем горбу, он сделал снимок, а потом написал стихи:

Спросите у женской тени,
Быть может, она вам расскажет,
Как трудно таскать из столицы
Согнувшую спину тяжесть.

В коллекции музея есть и мемориальные вещи. Хранится здесь часть его личных вещей — пиджаки, галстуки, шейные платки. Все яркое, пестрое, броское. В советское время такая манера одеваться была даже небезопасной — вспомним гонения на стиляг. Но поэт всегда оставался верен своему стилю, выделяясь на фоне людей в унылых серых костюмах.

В экспозиции можно увидеть партитуру 13‑й симфонии Дмитрия Шостаковича на поэму Евтушенко «Бабий Яр». И дорогую его сердцу книгу «Сестра моя жизнь», подаренную Борисом Пастернаком, с дарственной надписью: «Дорогой Женя, Евгений Александрович, вы сегодня читали у нас и трогали меня и многих собравшихся до слез доказательствами своего таланта. Я уверен в вашем будущем. Желаю вам в дальнейшем таких же удач, чтобы задуманное воплощалось у вас в окончательных, исчерпывающих формах и освобождало место для следующих замыслов».

Умирая, Евгений Евтушенко просил, чтобы его похоронили неподалеку от могилы Пастернака. Воля поэта была исполнена.

#поэт #90-летие #стихи

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (7212) от 18.07.2022 под заголовком «Людей неинтересных в мире нет».


Комментарии