«Будущее существует». В «Манеже» открывается выставка о кинетическом искусстве в России
14 февраля в ЦВЗ «Манеж» открывается выставка «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России» - около 400 произведений 80 художников в основном 1960 - 1970-х годов из собрания Третьяковской галереи, других российских музеев и самих авторов. О чем этот проект - «Санкт-Петербургские ведомости» спросили Анну КОЛЕЙЧУК, одного из кураторов выставки.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
- Что такое кинетическое искусство?
- Мой отец Вячеслав Колейчук, стоявший в начале 1960-х годов у истоков кинетического искусства, или кинетизма, определял его как вид художественного творчества, в основе которого лежит движение формы - причем не только физическое перемещение. Под движением он понимал использование освещения объектов, звука, цветомузыки. Как бы сейчас сказали, это междисциплинарное искусство.
«Дизайн идет чуть позади». Антон Горланов - о работе над выставкой «Дейнека/Самохвалов»Мы разыскали цветомузыкальное панно ленинградского художника Августа Ланина. Оно отреставрировано специально для выставки. Ланин, например, «переводил» «Аппассионату» Бетховена на язык цвета.
- Прародителем кинетизма часто называют Владимира Татлина с его проектом памятника Третьему интернационалу, где внутри монумента должны были двигаться светящиеся объемы. Это так?
- Проект Татлина важен для кинетистов, но они вели отсчет от более ранней работы Наума Габо «Кинетическая конструкция» (1919), где вибрирующий стальной стержень создавал эффект объема.
- В книге «Кинетизм в России» процитирована программная статья художника Льва Нусберга о том, что это новое искусство, призванное создавать красоту и гармонию, противостоять хаосу жизни. Разве в этом не было противоречия магистральному направлению искусства ХХ века - как зеркала современного общества со всеми его пороками?
- Конечно, было. Группа «Движение», объединившая первых кинетистов, возникла вскоре после полета Юрия Гагарина на фоне самых оптимистичных общественных настроений. На мой взгляд, Нусберг был, скорее, урбанистом, создавал объекты для будущей среды обитания. А Колейчук настаивал на том, что его объекты должны побуждать человека создавать гармонию внутри себя.
- Насколько группа «Движение» была знакома с мировым кинетическим искусством?
- Недавно я узнала, что первые контакты кинетистов были с чешскими единомышленниками, и, конечно, во время оттепели стало возможным узнать про Жана Тенгели, Александра Кольдера и других художников этого направления.
- В 2017 году в Музее истории Петербурга состоялась выставка «Праздничное оформление Петрограда - Ленинграда. 1918 - 1987». Там были показаны фотографии объектов «Химия» и «Физика», созданных «Движением» в 1967 году к 50-летию советской власти для улиц Ленинграда. Как москвичи сюда попали?
- Нусберг был, говоря современным языком, активным арт-менеджером, продвигал группу, был знаком с комсомольскими лидерами. Так москвичи получили заказ в Ленинграде.
- Потом государство быстро охладело к этому виду оптимистичного искусства. Но разве строители нового мира не вписывались в советскую парадигму?
- С одной стороны, «Движение» быстро распалось. Художники по отдельности не могли так активно себя продвигать. С другой - пафос освоения космоса сошел на нет, соцреализм взял реванш.
- Сейчас идеи «Движения» выглядят абсолютной утопией, красивым дизайном. В чем вы видите влияние этой группы на художников XXI века?
- Именно в том, что они видят себя продолжателями дела кинетистов. У кинетистов не было учеников, но их идеи оказались востребованы нынешними молодыми. Например, медиахудожником ::vtol:: (Дмитрием Морозовым), его объект будет показан на выставке. Новые технологии собраны на выставке в отдельный блок.
- Современные художники создают объекты, отвечающие мироустроительным идеям кинетистов?
- На мой взгляд, нет. Пока они находятся в стадии приспособления новых технологий к смыслам искусства. Технологии перевешивают художника.
- Сколько лет должно пройти, чтобы художники «перевесили» технологии?
- Это не вопрос времени, это вопрос появления звезды.
- Какую главную цель ставила перед собой кураторская команда выставки во главе с Юлией Аксеновой?
- Показать, что каждый настоящий художник - это лаборатория, поиск, направленный в будущее.
- Какие чувства и мысли должна вызвать у зрителя выставка, чтобы вы сочли ее успешной?
- Он должен почувствовать энергию поисков кинетистов. И в конечном итоге - что будущее существует.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 026 (6624) от 13.02.2020 под заголовком «Анна Колейчук: Будущее существует».




Комментарии