«Будущее существует». В «Манеже» открывается выставка о кинетическом искусстве в России

14 февраля в ЦВЗ «Манеж» открывается выставка «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России» - около 400 произведений 80 художников в основном 1960 - 1970-х годов из собрания Третьяковской галереи, других российских музеев и самих авторов. О чем этот проект - «Санкт-Петербургские ведомости» спросили Анну КОЛЕЙЧУК, одного из кураторов выставки.

«Будущее существует». В «Манеже» открывается выставка о кинетическом искусстве в России | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

- Что такое кинетическое искусство?

- Мой отец Вячеслав Колейчук, стоявший в начале 1960-х годов у истоков кинетического искусства, или кинетизма, определял его как вид художественного творчества, в основе которого лежит движение формы - причем не только физическое перемещение. Под движением он понимал использование освещения объектов, звука, цветомузыки. Как бы сейчас сказали, это междисциплинарное искусство.

Мы разыскали цветомузыкальное панно ленинградского художника Августа Ланина. Оно отреставрировано специально для выставки. Ланин, например, «переводил» «Аппассионату» Бетховена на язык цвета.

- Прародителем кинетизма часто называют Владимира Татлина с его проектом памятника Третьему интернационалу, где внутри монумента должны были двигаться светящиеся объемы. Это так?

- Проект Татлина важен для кинетистов, но они вели отсчет от более ранней работы Наума Габо «Кинетическая конструкция» (1919), где вибрирующий стальной стержень создавал эффект объема.

- В книге «Кинетизм в России» процитирована программная статья художника Льва Нусберга о том, что это новое искусство, призванное создавать красоту и гармонию, противостоять хаосу жизни. Разве в этом не было противоречия магистральному направлению искусства ХХ века - как зеркала современного общества со всеми его пороками?

- Конечно, было. Группа «Движение», объединившая первых кинетистов, возникла вскоре после полета Юрия Гагарина на фоне самых оптимистичных общественных настроений. На мой взгляд, Нусберг был, скорее, урбанистом, создавал объекты для будущей среды обитания. А Колейчук настаивал на том, что его объекты должны побуждать человека создавать гармонию внутри себя.

- Насколько группа «Движение» была знакома с мировым кинетическим искусством?

- Недавно я узнала, что первые контакты кинетистов были с чешскими единомышленниками, и, конечно, во время оттепели стало возможным узнать про Жана Тенгели, Александра Кольдера и других художников этого направления.

- В 2017 году в Музее истории Петербурга состоялась выставка «Праздничное оформление Петрограда - Ленинграда. 1918 - 1987». Там были показаны фотографии объектов «Химия» и «Физика», созданных «Движением» в 1967 году к 50-летию советской власти для улиц Ленинграда. Как москвичи сюда попали?

- Нусберг был, говоря современным языком, активным арт-менеджером, продвигал группу, был знаком с комсомольскими лидерами. Так москвичи получили заказ в Ленинграде.

- Потом государство быстро охладело к этому виду оптимистичного искусства. Но разве строители нового мира не вписывались в советскую парадигму?

- С одной стороны, «Движение» быстро распалось. Художники по отдельности не могли так активно себя продвигать. С другой - пафос освоения космоса сошел на нет, соцреализм взял реванш.

- Сейчас идеи «Движения» выглядят абсолютной утопией, красивым дизайном. В чем вы видите влияние этой группы на художников XXI века?

- Именно в том, что они видят себя продолжателями дела кинетистов. У кинетистов не было учеников, но их идеи оказались востребованы нынешними молодыми. Например, медиахудожником ::vtol:: (Дмитрием Морозовым), его объект будет показан на выставке. Новые технологии собраны на выставке в отдельный блок.

- Современные художники создают объекты, отвечающие мироустроительным идеям кинетистов?

- На мой взгляд, нет. Пока они находятся в стадии приспособления новых технологий к смыслам искусства. Технологии перевешивают художника.

- Сколько лет должно пройти, чтобы художники «перевесили» технологии?

- Это не вопрос времени, это вопрос появления звезды.

- Какую главную цель ставила перед собой кураторская команда выставки во главе с Юлией Аксеновой?

- Показать, что каждый настоящий художник - это лаборатория, поиск, направленный в будущее.

- Какие чувства и мысли должна вызвать у зрителя выставка, чтобы вы сочли ее успешной?

- Он должен почувствовать энергию поисков кинетистов. И в конечном итоге - что будущее существует.

#выставка #Манеж #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 026 (6624) от 13.02.2020 под заголовком «Анна Колейчук: Будущее существует».


Комментарии