Бог любви вернулся во дворец. Русский музей отметил 290‑летие со дня рождения Александра Строганова

Вход в Строгановский дворец был на днях бесплатным. Так Русский музей отметил 290‑летие со дня рождения государственного деятеля, коллекционера и благотворителя графа Александра Сергеевича Строганова. Дата — повод напомнить о судьбе дворца, украшающего главную улицу города — Невский проспект, и одного из его владельцев.

Бог любви вернулся во дворец. Русский музей отметил 290‑летие со дня рождения Александра Строганова | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

У Александра Строганова была сложная, красивая жизнь. Основные события развернулись, когда ему было за 60. Император Павел поставил графа на ключевые должности — президента Академии художеств, директора Публичной библиотеки. Последние 10 лет жизни Строганов почти всецело посвятил постройке Казанского собора. К работам были привлечены русские мастера во главе с Андреем Воронихиным. Граф умер спустя две недели после открытия храма.

Воронихин был и личным архитектором графа Строганова. Он занимался перестройкой его родового гнезда. Внешний облик Строгановского дворца — заслуга Бартоломео Франческо Растрелли, в 1753 – 1754 годах он объединил общим барочным фасадом дома на пересечении реки Мойки с Нев­ским проспектом. Дворец состоит из двух корпусов с внутренним двором, фасады, как писал сам архитектор, «украшены прекраснейшей архитектурой в итальянской манере». Воронихин значительно расширил усадьбу. По желанию заказчика он создал великолепный вестибюль, лестницу с колоннами, Минеральный кабинет с куполом и верхней обходной галереей, где граф разместил свою минералогическую коллекцию и библиотеку по геологии и горному делу. Деликатно изменил зодчий Большой танцевальный зал, оформленный Растрелли, украшенный плафоном работы итальянского живописца Джузеппе Валериани.

Некоторые интерьеры дворца реставрировались в начале 1920‑х годов. Чуть позже изменился цвет фасада, до 2003 года он оставался зелено-белым. Долгое время Строгановский дворец был исключен из музейного оборота. Под его крышей размещался Институт растениеводства Академии наук, затем военное ведомство. Понятно, что существенно пострадали интерьеры.

Строгановский2_С.jpg
Фото Дмитрия СОКОЛОВА

В 1988 году дворец получил статус филиала Русского музея, вскоре началась реставрация фасадов и интерьеров. Им возвращали исторический облик. Сейчас для публики доступны шестнадцать парадных залов, в которых размещена постоянная экспозиция «Русский ампир. Декоративно-прикладное искусство времени царствования императора Александра I (1801 – 1825)», анфилада первого этажа отведена под временные выставки. Во дворце проводятся культурно-просветительские мероприятия, экскурсионные программы для взрослых и детей, а также вечерние концерты «Музыкальные четверги в Строгановском дворце».

Неотреставрированным осталось лишь помещение библиотеки, соединенное с Физическим кабинетом. В 2014 году застопорилось финансирование работ. Очевидно, что сегодня требуются средства и на реставрацию фасадов здания, их не обновляли двадцать лет. Дворец стоит на Невском проспекте, где агрессивная экологическая среда.

Сделаны первые шаги по преображению двора — разобрана стек­лянная конструкция ресторана. Летом на ее месте стоят деревья в кадках, сейчас двор украшают елки. Если убрать бетонное основание, оставшееся от ресторана, посадить деревья, восстановить фонтан, двор вернет себе первоначальный облик. Есть проект его восстановления.

Строгановский3_С.jpg
Фото Дмитрия СОКОЛОВА

Дворцовые интерьеры наполнены художественными предметами, в основном из фондов Русского музея. Подлинных вещей, находившихся у Строгановых, почти не осталось. Исключение — живописный плафон работы Джузеппе Валериани на потолке в Танцевальном зале, кое‑что из мебели. Многое было продано в 1931 году на аукционе, рассеялось по миру. Что‑то попало в другие отечественные музеи. Путем межмузейного обмена из Павловска в Картинную галерею вернулись два каминных экрана с изображением собак. Воссозданные роскошные люстры с графским вензелем — подарок меценатов.

Как говорит заведующий сектором изучения истории дворца Сергей Кузнецов, то, что было создано Воронихиным, утрачено безвозвратно. Шаг за шагом музей пытается восстановить облик, дух и атмосферу дворца. Воссоздана Картинная галерея. Строганов был страстным коллекционером, собирать картины начал в шестнадцатилетнем возрасте. Вероятно, это помещение было у него любимым: по легенде, граф умер в Картинной галерее.

Стена против окон, выходящих во двор, увешана живописными полотнами, развеска плотная, шпалерная, как было когда‑то. Но это другие картины, почти все из собрания Русского музея. Парадное помещение украшали не только работы живописцев. К 290‑летию владельца дворец получил вещи, дополнившие убранство.

На постаменты взамен утраченных встали две позолоченные вазы с изображением голландских пейзажей. Они выполнены на Императорском фарфоровом заводе в 1840‑х годах. Вазы хранились в фондах Русского музея, прошли реставрацию.

Строгановский4_С.jpg
Фото Дмитрия СОКОЛОВА

Еще один подарок к дате — копия скульптуры Этьена Фальконе «Грозящий Амур». Два столетия назад Картинную галерею украшал мраморный ангел, сидящий на облаке и с лукавой улыбкой достающий стрелу из колчана. Впервые такая скульптура была создана для будуара парижского особняка маркизы де Помпадур. Работа имела большой успех, Фальконе повторил ее несколько раз. Заказал для своего дворца такую скульптуру и граф Александр Строганов. Сейчас она находится в Эрмитаже, а в Строгановском можно видеть копию начала XX века из фондов Русского музея. Она чуть меньше подлинника.

Амур расположился возле стены с семейными портретами Строгановых. За его спиной дверь в библиотеку, которая ждет завершения реставрации.


#Строгановский дворец #Русский музей #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 12 (7341) от 24.01.2023 под заголовком «Бог любви вернулся во дворец».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?