Близкое и далекое

В Петербурге, вопреки прогнозам синоптиков, который день не стихает сильнейший ливень, мобильной связи нет, все выезды перекрыты полицией, а в народе ходят слухи, что в город извне проник опаснейший вирус - вот-вот начнется эпидемия... Придумал художественный апокалипсис Егор Фетисов - события его романа «Ковчег» развиваются в таких непростых условиях.

Близкое и далекое | Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Главный герой «Ковчега» Матвей Ламехов - художник. Окончил Муху - Академию имени Штиглица, однако по воле тестя, вынужденного мириться с неудачным, на его взгляд, выбором единственной дочери, устроился завхозом в цирк. Вместо свободы - унылый быт, вместо искусства - покупка шлагбаума для циркового двора. Поневоле захочется напиться, что Матвей и делает, переносясь затем в прошлое - на сто с лишним лет назад - в легендарное арт-кафе «Бродячая собака».

Чтобы ввести вторую сюжетную линию, Фетисову не нужна фантастика - никаких машин времени и колдовских заклятий. Писатель использует измененное состояние героя. Иллюзии, вызванные алкоголем, сны и гипноз отправляют Матвея туда, где можно запросто пообщаться с Осипом Мандельштамом, Бенедиктом Лифшицем и Михаилом Кузминым. К тем, в чей круг друзей и близких знакомых входят Николай Гумилев, Александр Блок и Велимир Хлебников.

В главах о прошлом - неспешные интеллектуальные беседы о вечности и сущности бытия плюс поэзия. В главах о настоящем - никакого спокойствия: одни только страхи, переживания, опасности - проза жизни. Чередуя их, автор находит общий язык и с теми, кому интересно погрузиться в атмосферу Серебряного века, и с теми, кто любит приключения с детективным налетом. Правда, детективную интригу ближе к финалу Фетисов обрубит, зато оставит интригу психологическую.

Как построить свой ковчег и что вложить в это понятие, каждый решает сам - в романе широчайший спектр культурных отсылок: от предсказуемого Ветхого Завета до нетривиального знакомства с творчеством петербургского поэта и музыканта Константина Арбенина.

Петербургского в «Ковчеге» вообще немало. Северная столица, по мнению персонажа, представляет собой обитель мифов: «Матвея всегда поражало, насколько живучи мифы, быстро достигающие гигантских масштабов. Они, как борщевики, мгновенно прорастают на любой почве, неуклонно отвоевывая историческое пространство у реальных событий и личностей. В Петербурге, как ему казалось, это чувствуется особенно отчетливо - как будто сырой приморский климат города способствует их росту, питает их корни туманными соками». Для супруги главного героя Питер не родной город, Нева ей кажется прекрасной царевной, заключенной в холодный, но прекрасный мраморный гроб.

История парадоксальна: век назад Шкловский был просто Витькой, «свиные» же книги из «Бродячей собаки» с автографами тогдашних поэтов не имели особой ценности. Зато Бармалеева улица осталась на своем месте, хотя ее название теперь чаще связывают не с именем купца, а с персонажем сказок Чуковского. Да и «Санкт-Петербургские ведомости», вскользь упомянутые в одной из «исторических» глав «Ковчега», по-прежнему продолжают выходить.

Егор Фетисов. Ковчег. - М.: Время, 2018. - 224 с.

#Егор Фетисов #Ковчег #публикация

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...