Близкое и далекое

В Петербурге, вопреки прогнозам синоптиков, который день не стихает сильнейший ливень, мобильной связи нет, все выезды перекрыты полицией, а в народе ходят слухи, что в город извне проник опаснейший вирус - вот-вот начнется эпидемия... Придумал художественный апокалипсис Егор Фетисов - события его романа «Ковчег» развиваются в таких непростых условиях.

Близкое и далекое | Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Главный герой «Ковчега» Матвей Ламехов - художник. Окончил Муху - Академию имени Штиглица, однако по воле тестя, вынужденного мириться с неудачным, на его взгляд, выбором единственной дочери, устроился завхозом в цирк. Вместо свободы - унылый быт, вместо искусства - покупка шлагбаума для циркового двора. Поневоле захочется напиться, что Матвей и делает, переносясь затем в прошлое - на сто с лишним лет назад - в легендарное арт-кафе «Бродячая собака».

Чтобы ввести вторую сюжетную линию, Фетисову не нужна фантастика - никаких машин времени и колдовских заклятий. Писатель использует измененное состояние героя. Иллюзии, вызванные алкоголем, сны и гипноз отправляют Матвея туда, где можно запросто пообщаться с Осипом Мандельштамом, Бенедиктом Лифшицем и Михаилом Кузминым. К тем, в чей круг друзей и близких знакомых входят Николай Гумилев, Александр Блок и Велимир Хлебников.

В главах о прошлом - неспешные интеллектуальные беседы о вечности и сущности бытия плюс поэзия. В главах о настоящем - никакого спокойствия: одни только страхи, переживания, опасности - проза жизни. Чередуя их, автор находит общий язык и с теми, кому интересно погрузиться в атмосферу Серебряного века, и с теми, кто любит приключения с детективным налетом. Правда, детективную интригу ближе к финалу Фетисов обрубит, зато оставит интригу психологическую.

Как построить свой ковчег и что вложить в это понятие, каждый решает сам - в романе широчайший спектр культурных отсылок: от предсказуемого Ветхого Завета до нетривиального знакомства с творчеством петербургского поэта и музыканта Константина Арбенина.

Петербургского в «Ковчеге» вообще немало. Северная столица, по мнению персонажа, представляет собой обитель мифов: «Матвея всегда поражало, насколько живучи мифы, быстро достигающие гигантских масштабов. Они, как борщевики, мгновенно прорастают на любой почве, неуклонно отвоевывая историческое пространство у реальных событий и личностей. В Петербурге, как ему казалось, это чувствуется особенно отчетливо - как будто сырой приморский климат города способствует их росту, питает их корни туманными соками». Для супруги главного героя Питер не родной город, Нева ей кажется прекрасной царевной, заключенной в холодный, но прекрасный мраморный гроб.

История парадоксальна: век назад Шкловский был просто Витькой, «свиные» же книги из «Бродячей собаки» с автографами тогдашних поэтов не имели особой ценности. Зато Бармалеева улица осталась на своем месте, хотя ее название теперь чаще связывают не с именем купца, а с персонажем сказок Чуковского. Да и «Санкт-Петербургские ведомости», вскользь упомянутые в одной из «исторических» глав «Ковчега», по-прежнему продолжают выходить.

Егор Фетисов. Ковчег. - М.: Время, 2018. - 224 с.

#Егор Фетисов #Ковчег #публикация

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?