Благодарные слушатели. Детским группам разрешили посещать музеи Петербурга

Из позитивных событий последнего времени — отмена запрета на посещение музеев детскими группами.

Благодарные слушатели. Детским группам разрешили посещать музеи Петербурга | ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

Отношения музеев с детской аудиторией в доковидное время сложились к удовольствию обеих сторон. Дети — благодарные слушатели, они любознательны. В музейной сфере в последние годы наблюдается всплеск интереса к работе с ними. Любой уважающий себя музей разрабатывает программы, адаптированные для юных посетителей, часто интерактивные, с элементами игры. Это может быть игровая программа «Где учился Филиппок?» в Музее политической истории, путешествие в мир оптических иллюзий в Музее оптики, рассказ о происхождении имен и их роли в жизни человека в Музее религии или возможность «поиграть в эскимосов» в Кунсткамере…

К прекрасному и вечному ребят приобщают с младших классов. Во многих школах не только города, но и области планируется несколько посещений музеев с начала учебного года до летних каникул. Ученики разных классов знакомятся с большими и малыми музеями Петербурга, ближайших пригородов и Ленинградской области. Поток детворы на автобусах и пешком ежедневно стекается к дворцам Русского музея, Эрмитажу, Музею политической истории, музеям связи, хлеба, трамваев… Участники экскурсий «ищут клад» в фондохранилище Эрмитажа в Старой Деревне, танцуют «на балу императрицы» в «Царском Селе», в Музее хлеба узнают, как пекли и продавали хлеб 100 лет назад, знакомятся с армейским бытом времен Великой Отечественной войны в Музее артиллерии, считают львов, стерегущих наш город, во время автобусной экскурсии по городу… Особой популярностью пользуются программы, где экскурсоводы работают в костюмах эпохи, о которой идет речь.

Так было до пандемии. В прошлом году дети были вынуждены из‑за карантина неделя за неделей не выходить из дома. Понимая, как непросто их чем‑то занять, музеи, сами отлученные от посетителей на несколько месяцев, переключились на онлайн-общение. Образовательный центр «Петергофа» — «Новая ферма» проводил мастер-классы, тесты на знание истории и памятников столицы фонтанов, мини-лекции и даже флешмоб. Специалисты мастерской Аникушина Музея городской скульптуры рассказывали, как вовлечь ребенка в разговор о современной скульптуре. Онлайн-поддержку родителям в трудное время оказали ГМЗ «Царское Село», Эрмитаж, Русский музей…

Зеленый свет на посещение музеев школьными группами опять включен. С приходом теплых дней на карте путешествий школьников появятся Кронштадт, крепость Орешек, Выборг…

Отдавая должное групповым посещениям школьников, музеи не забывают и о семейных путешествиях в мир интересного. Для этого проводится ежегодный фестиваль «Детские дни в Петербурге». До сих пор он приходил в наш город осенью. В этом году впервые фестиваль состоится дважды — весной и осенью. Весенняя программа стартует 24 марта и продлится по 3 апреля. Организаторы фестиваля: Центр развития музейного дела, Музей городской скульптуры (при поддержке комитета по культуре) и Музейное агентство Ленинградской области.

Запланировано почти полсотни мероприятий. Детей и взрослых ждут в 36 музеях и 6 библиотеках Петербурга и Ленинградской области. Новые площадки в Петербурге — Музей В. В. Набокова СПбГУ и две библиотеки. В Ленинградской области фестиваль «захватил» еще 5 городов и 6 новых площадок: музей-крепость «Корела», Кингисеппский историко-краеведческий музей, Ивангородский музей, Тихвинский музей, Дом-музей Н. А. Римского-Корсакова (Тихвин), а также Сосновоборскую городскую библиотеку.

Тема фестиваля на весенних каникулах — «Слова». Она заинтересовала самые разные музеи — от литературных до технических и естественно-научных и, конечно же, библиотеки. Непохожие друг на друга площадки нашли свои сюжеты и предлагают детям поразмышлять: как возникают слова, кто их все придумал? Почему одни слова появляются, а другие — исчезают? Как понять слова «со сложным характером» и где познакомиться со словами- «иноземцами»? Почему некоторые выражения становятся крылатыми?

Заданная тема — возможность освоить новые языки и слова: научные термины на латыни и язык жестов, знаки морской азбуки и букварь для строителей, язык образов и забавные прозвища для паровозов. Можно вспомнить знакомые сказки, стихи, считалки, загадки и по‑новому прочесть их — вдумчиво и неторопливо. Интересно вместе разобрать старинные архивы и подумать над воспоминаниями, личными дневниками и письмами. Для желающих есть возможность поработать в Лаборатории слов, получить патент на новые слова и рифмы, изобрести свои загадки, провести детективное расследование, потренироваться в словесных играх, получить навыки современных профессий, встретиться с поэтами и писателями.

Почти на все события фестиваля действует предварительная запись. Подробная информация о весенней программе «Детских дней» опубликована на сайте, где есть анонсы, адреса и часы работы музеев и библиотек, цены на билеты, информация о доступности событий для детей с особыми возможностями здоровья, о том, как ребенку стать экспертом фестиваля.

Задача фестиваля — сделать посещение музеев интересным для юных посетителей. «Детские дни» предназначены прежде всего для семейного посещения. Родители вместе с детьми могут заранее составить маршрут, исходя из собственных предпочтений. Обязательных абонементов не предусмотрено. Зрители сами выбирают, куда им пойти, покупая билеты, получают маршрутный лист, который может превратить поход в музей в занимательный квест. Не исключено, что такое приключение объединит детей и взрослых. Ребята постарше могут прийти в музей со сверстниками. Важно, чтобы им захотелось туда вернуться, и не раз.

#дети #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 52 (7135) от 24.03.2022 под заголовком «Музеи детям рады».


Комментарии