Без диктата идеологии

Завершился VI Петербургский международный культурный форум. За четыре дня 34 тысячи человек (22 в общественном и 12 в профессиональном потоках) из 79 стран посетили 450 событий и послушали выступления и лекции 450 спикеров. Центральными по объему и содержательности стали секции «Музеи и выставочные проекты» и «Сохранение культурного наследия».

Без диктата идеологии | ФОТО Александра НИКОЛАЕВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Александра НИКОЛАЕВА/ИНТЕРПРЕСС

В дни форума состоялось общее собрание Союза музеев России, на котором Михаил Пиотровский был снова избран президентом этой авторитетной общественной организации. На интеллектуальном марафоне «Вся власть музеям!?» генеральный директор Эрмитажа рассказал о принятой на собрании декларации «Музей будущего».

Отношение значительной части общества к культуре, и к музеям в частности, Пиотровский обозначил так: «Не то выставляют, много из себя воображают, считают, что им все можно, непонятно, на каких языках говорят...».

В документе говорится о том, что музеи - это место хранения исторической памяти народа. Необходимо вывести государственные музеи из сферы услуг. Власть не является источником культуры, музеи созданы не для обеспечения деятельности органа власти, выступающего в роли учредителя.

Необходимо изменить законы, чтобы запретить приватизацию и банкротство музеев, их присоединение к немузейным организациям, сокращение бюджетного финансирования на суммы, заработанные музеем, тендеры на собственно музейную деятельность.

Одновременно музеи следует освободить от налогов на доходы и имущество, в том числе землю, предоставить крупнейшим из них статус научных центров, имеющих право на постдипломное образование.

Государство должно гарантировать музеям возврат их предметов, отправляемых на выставки, реставрацию и т. д. Преступления, представляющие угрозу деятельности музея, должны рассматриваться как особо тяжкие.

В финальной части форума состоялся «круглый стол» «Век музеев. К 100-летию пригородных музеев-заповедников Петербурга». Директора ГМЗ «Гатчина» Василий Панкратов, ГМЗ «Павловск» Вера Дементьева, ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая и ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова рассказали о первой в истории совместной программе, которую эти музеи готовят в 2018 году к своему 100-летию. Идея принадлежит писателю Даниилу Гранину и была высказана им несколько лет назад.

Во время форума было подписано российско-итальянское соглашение о проведении в королевском дворце города Казерта выставки «100 шедевров загородных резиденций». Каждый музей представит по 25 лучших произведений искусства из своих собраний. Выставка откроется в начале лета.

В сентябре в ЦВЗ «Манеж» начнет работу проект «Хранить вечно. 100 лет музейной жизни. 1918 - 2018». Над ним музейщики работают вместе с режиссером Андреем Могучим. Зрителю предложат путешествие по саду-лабиринту, где он увидит материалы о героических судьбах создателей пригородных музеев, которые боролись за финансирование, противостояли распродажам 1920 - 1930-х годов. Некоторые вынуждены были покинуть страну, Николай Архипов, директор «Петергофа», провел восемь лет жизни в ГУЛАГе и ссылке. Выставку будет сопровождать аудиоинсталляция из несколько десятков историй, рассказанных музейщиками.

Одновременно с манежной выставкой на Новой сцене Александринки будет работать молодежный лекторий, где выступят разные специалисты - от историка Евгения Анисимова до нейропсихолога Татьяны Черниговской.

Музеи уже подготовили двухминутный проморолик, сейчас идет работа над фирменным стилем юбилея. На афишах кроме логотипа будут напечатаны несколько десятков стихотворений в форме японской поэзии танка, посвященных каждому музею и всем вместе.

Наша газета сообщала о «круглых столах» секции «Сохранение культурного наследия», посвященных подводной археологии и лошадям в культуре. Два дня обсуждалась на форуме тема «Революция и наследие. Наследие революции», посвященная 100-летию русской революции. «Круглые столы» были подготовлены КГИОП, в них приняли участие специалисты из российских регионов, Франции и Германии.

Если кратко резюмировать интересную дискуссию о роли революции, то все сошлись в одном. В первые годы советской власти были приняты декреты об охране наследия, их необходимость несколько десятилетий обсуждалась в царской России, но безрезультатно. Готовили эти декреты в отделе ИЗО Наркомпроса, где работали старые спецы, такие как Игорь Грабарь.

В то же время диктат идеологии не помешал новой власти уничтожать храмы и разорять дворянские усадьбы. Хотя в провинции при отсутствии местной власти все мог решить какой-нибудь волостной сход крестьян, ненавидевших (и часто справедливо) помещиков...

В наше время много говорят о необходимости спасать наследие советского конструктивизма как в столицах, так и в регионах. Эти разговоры идут уже десяток лет. В ходе дискуссии показаны разные примеры - от уродливых приспособлений отдельных зданий до сохранения целых микрорайонов.

Историк архитектуры Борис Кириков напомнил об уничтожении в начале 2000-х годов Крестовского жилмассива - уникального памятника строительной техники. Один из домов, «Тахитектон», длиной 200 метров был построен за 40 дней с помощью опалубки, которая передвигалась по рельсам.

Эксперты говорили и о другом важном направлении в архитектуре первых лет советской власти. Это предложенная Иваном Фоминым пролетарская классика, или «красная дорика», которая использовала упрощенные ордерные формы. Ее самый известный образец в Петербурге - Дом Советов на Московской площади.

Тема сталинского ампира снова возникла при обсуждении кандидатов на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Недавно в кандидаты вошел монумент «Родина-мать» в Волгограде. Кириков предложил дополнить номинацию застройкой этого города первых послевоенных лет. В то же время, по словам эксперта Натальи Душкиной, силовая станция бывшей фабрики «Красное знамя» в Петербурге потеряла шансы попасть в список. Новостройки вокруг этого памятника конструктивизма уничтожили градостроительный контекст.

#Михаил Пиотровский #Культурный форум #музеи-заповедники

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?